Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является самостоятельное изучение и рассмотрение в ходе выполнения работы проблемы занятости населения в России на современном этапе развития.
Исходя из поставленной цели, автором работы выдвигаются следующие задачи:
изучить научную литературу по изучаемому вопросу;
изучить понятие и сущность безработицы;
рассмотреть виды и формы безработицы;
определить факторы, способствующие безработице в России, а также показатели измерения уровня безработицы;
рассмотреть методы борьбы с безработицей;
изучить основные направления государственного регулирования безработицы;
Введение 3
1. Безработица и ее социально-экономические последствия 4
1.1. Понятие и сущность безработицы 4
1.2. Виды и формы безработицы 5
2. Факторы и последствия безработицы 12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России и методы борьбы с ними 12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости 16
3. Государственные программы поддержки безработных 21
3.1. Процесс стабилизации рынка труда 21
3.2. Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы 24
3.2. Профсоюзы 27
Заключение 30
Список источников и литературы 33
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
Безработица измеряется двумя основными показателями:
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
Продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.5
Таблица 1.1. | |
Особенности расчета показателей численности безработных | |
По методологии МОТ (методике Госкомстата Российской Федерации от 25 мая 1998г.) | По Федеральному закону о занятости населения в редакции от 20 апреля 1999г. |
Лица
16 лет и старше, которые в рассматриваемый
период:
• не имели работу (доходного занятия); • занимались поиском работы. т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; |
Трудоспособные
граждане, которые:
• не имеют работу и заработка; • ищут работу; |
• были готовы приступить к работе; | • готовы приступить
к работе;
• зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. |
•
Обучались по направлению службы
занятости;
• учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней. В составе безработных выделяются лица: не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными. |
Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие “безработный” шире, чем Федеральный закон.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.6
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.
Вместе
с тем увеличивалась
В экономической теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель
уровня безработицы используется для
измерения масштабов
Уровень
безработицы = ------------------------------
Совокупная рабочая сила
С определенными оговорками можно полагать, что совокупную рабочую силу представляет собой все самодеятельное население страны. Это последнее представляет собой разность между общей численностью населения и той его частью, которая еже или уже не работает по возрасту или по болезни. В числителе этого отношения обычно принимают во внимание число безработных, которые зарегистрированы официально. Уровень безработицы по странам мира в настоящее время колеблется в пределах 2,5 – 22,5 процентов.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты
научных исследований, проведенных
в последнее время
Среди
эмоциональных последствий
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Мало
известно о “пороге терпимости”,
когда члены семьи безработного
еще сохраняют способность
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Информация о работе Государственные программы поддержки безработных