Государственные программы поддержки безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является самостоятельное изучение и рассмотрение в ходе выполнения работы проблемы занятости населения в России на современном этапе развития.

Исходя из поставленной цели, автором работы выдвигаются следующие задачи:

изучить научную литературу по изучаемому вопросу;
изучить понятие и сущность безработицы;
рассмотреть виды и формы безработицы;
определить факторы, способствующие безработице в России, а также показатели измерения уровня безработицы;
рассмотреть методы борьбы с безработицей;
изучить основные направления государственного регулирования безработицы;

Содержание

Введение 3
1. Безработица и ее социально-экономические последствия 4
1.1. Понятие и сущность безработицы 4
1.2. Виды и формы безработицы 5
2. Факторы и последствия безработицы 12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России и методы борьбы с ними 12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости 16
3. Государственные программы поддержки безработных 21
3.1. Процесс стабилизации рынка труда 21
3.2. Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы 24
3.2. Профсоюзы 27
Заключение 30
Список источников и литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления_РГТЭУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

    Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

    Однако  кое для кого курсы оказываются  недостаточно эффективными, поскольку  официальная политика государства  заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

    Вместе  с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

    2,0% - на местную администрацию;

    5,8% - на руководство предприятий;

    8,6% - на профсоюзы;

    70,6% - только на себя;

    13% - ни на кого не надеются.

    Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

    А каковы самые предпочитаемые и действенные  способы поиска работы? Рассчитывают на:

  • личные связи - 42,9%;
  • государственную службу занятости - 26,5%;
  • объявления - 11,1%;
  • организацию собственного дела - 7,3%;
  • коммерческую службу занятости - 6,1%;
  • обращение к работодателю - 6,1%.

    Итак, большинство респондентов исходит  из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

    Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

    Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

 

3. Государственные программы поддержки безработных

3.1. Процесс стабилизации рынка труда

 

      Методы  борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство  конкретной страны.

      Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.

      Пигу  и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают:

  • содействовать снижению заработной платы;
  • разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
  • государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

      Из  рекомендаций Пигу широко применяется  деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

      Кейнсианские  программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий. Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.).

      Второй  блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру  рынка, сформировать инвестиции и, как  следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

      Это стратегическое экономическое мероприятие  государства предполагается усилить  за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос: удешевить кредит путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.

      Кейнсианские  программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.

      Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство  не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что  привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

      Такие пути были найдены экономической  школой, получившей название монетарной. Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

      Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу  и формирует здоровую рыночную среду.

      Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым – малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок – основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.

      Эффективный рынок рассасывает безработицу  до естественных пределов.

      Монетарные  программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этой программы связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема.

      Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России, когда кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.

3.2. Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы

 

      Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Общество при этом не только проявляет гуманность и милосердие, но и достигает определенного эффекта:

  • поддерживается социальная стабильность, что дает основу для дальнейшего развития и последующих инвестиций;
  • сохраняется физическое и психологическое здоровье временно свободной рабочей силы, что позволяет ей включиться в производственный процесс.

      Это значит, что экономический потенциал трудовых ресурсов сохраняется для последующего использования.

      Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

Информация о работе Государственные программы поддержки безработных