Государственные программы поддержки безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является самостоятельное изучение и рассмотрение в ходе выполнения работы проблемы занятости населения в России на современном этапе развития.

Исходя из поставленной цели, автором работы выдвигаются следующие задачи:

изучить научную литературу по изучаемому вопросу;
изучить понятие и сущность безработицы;
рассмотреть виды и формы безработицы;
определить факторы, способствующие безработице в России, а также показатели измерения уровня безработицы;
рассмотреть методы борьбы с безработицей;
изучить основные направления государственного регулирования безработицы;

Содержание

Введение 3
1. Безработица и ее социально-экономические последствия 4
1.1. Понятие и сущность безработицы 4
1.2. Виды и формы безработицы 5
2. Факторы и последствия безработицы 12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России и методы борьбы с ними 12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости 16
3. Государственные программы поддержки безработных 21
3.1. Процесс стабилизации рынка труда 21
3.2. Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы 24
3.2. Профсоюзы 27
Заключение 30
Список источников и литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления_РГТЭУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

      Прежде  всего, через систему пособий  по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

  • обязательные взносы предприятий;
  • взносы работников;
  • дотации бюджета.

      Кроме того, действуют и иные формы вспомоществования  для тех, кто по истечении срока  предоставления пособий по безработице  не смог устроиться на работу, – разовые  денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.

      Кроме того, общество из своих средств  формирует социальные программы  помощи тем, кто не в состоянии  по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.

      Если  общество выбирает иную, монетаристскую модель стабилизационных программ, связанную с формированием так называемого эффективного рынка, тогда система социальной защиты обедняется. В этом случае уровень налогов и потребительских цен гораздо ниже. Но платой за монетарный путь развития могут быть нищета, преступность, маргинализм.

      Эти факторы, которые подрывают устои  эффективности рынка:

  • нищета уменьшает покупательский спрос и тем самым углубляет спад;
  • преступность снижает склонность к инвестированию, что также углубляет экономическую нестабильность;
  • маргинализм приводит к полной утрате квалификационных навыков, что равнозначно снижению экономического потенциала нации.

      Специалисты по организации труда и социологи  утверждают: разрастание безработицы сверх 15% числа занятых делает недостижимым здоровый рынок из-за криминогенной ситуации. Значит, решительность монетарных программ наталкивается на экономические преграды (по-видимому, существует и другой ограничитель – средняя продолжительность безработицы на одного безработного).

      Существует  блок экономической политики государства  в области организации рынка  труда, который одновременно решает две задачи:

  • за счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка.
  • Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением ресурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;
  • процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.

      Государственное регулирование рынка труда во многих странах предусматривает  законодательно установленный уровень  минимальной заработной платы. Возможны два варианта:

  1. Минимальная заработная плата распространяется на весь рынок труда – это модель минимальной заработной платы с полным охватом рынка.
  2. Минимальная заработная плата распространяется только на часть отраслей или профессий – это модель минимальной заработной платы с неполным охватом рынка.

      В первом случае установление минимальной  заработной платы выше равновесной  для данного рынка труда при  прочих равных условиях приводит к уменьшению уровня занятости и увеличению уровня безработицы (как правило, для неквалифицированной рабочей силы).

      Для преодоления негативного влияния  введения минимальной заработной платы  на занятость неквалифицированной  рабочей силы (например, молодежи) иногда устанавливают отдельный уровень минимальной заработной платы (субминимум) ниже, чем для всего рынка труда.

      В п.1 ст.24 Закона о занятости появилось  понятие общественных работ. Под  общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу.

      Существенное  значение для участия граждан  в общественных работах имеет  дополнение п.2, ст.24 Закона о занятости  следующим абзацем: «Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу»[5].

3.2. Профсоюзы

 

      Профессиональные  союзы (профсоюзы) – организации, объединяющие работников и созданные для представления и защиты их интересов.

      Профсоюзы – не только экономический, но и  социально-политический институт, поэтому  целью их деятельности является реализация как экономических, так и политических интересов. При анализе экономической деятельности профсоюзов в экономической теории предполагается, что они стремятся улучшить для своих членов две характеристики – уровень заработной платы и уровень занятости.

      В экономической теории существует негативный (традиционный) и позитивный взгляды по проблеме влияния профсоюзов на экономическую эффективность.

      При отрицательной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность учитывают следующие моменты:

  • издержки от забастовок;
  • ограничения на мобильность, увеличивающие издержки поиска;
  • ограничения на мобильность и жесткость заработной платы, способствующие росту безработицы;
  • снижение уровня прибылей и соответственно сокращение инвестиций, ограничивающее экономический рост;
  • потери в выпуске от влияния на распределение ресурсов.

      При альтернативной позитивной оценке влияния  профсоюзов на экономическую эффективность  исходят из того, что профсоюзы  рассматриваются как институт «коллективного голоса» на внутренних рынках труда.

      Их  роль заключается в том, чтобы  соединить предпочтения работников непосредственно с интересами управления и, участвуя в определении правил установления заработной платы и продвижения по служебной лестнице, способствовать снижению конкуренции на внутренних рынках труда.

      В соответствии с этой точкой зрения такие действия профсоюзов приводят к:

  • сокращению текучести работников, а соответственно и к уменьшению издержек от текучести;
  • закреплению правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем, что устраняет конкуренцию на внутренних рынках труда и создает стимулы для более старших работников для того, чтобы делиться опытом работы с более молодыми (неформальна профессиональная подготовка на рабочем месте);
  • обобщение опыта и рационализаторских предложений;
  • повышению дисциплины и снижению издержек от оппортунистического поведения работников;
  • сокращению трансакционных издержек заключения трудовых контрактов, заменяя индивидуальные трудовые контракты коллективными соглашениями.

      Все это способствует повышению производительности труда и экономической эффективности производства. 

 

Заключение

 

    Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.  Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

    Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

  • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
  • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
  • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
  • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

    Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

    Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 

      Таблица 1.

Уровень безработицы по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).

    Северный более 3,5%
    Восточно-Сибирский от  2,5 до 3,5%
    Дальневосточный от  2,5 до 3,5%
    Волго-Вятский от 2 до 2,5%
    остальные менее 2%

 

Список  источников и литературы

 
  1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения  в условиях перехода к рыночной экономике. //  «Вопросы экономики», 2001. - №5.
  2. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице. // «Человек и труд», 2002. - №9.
  3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: Таурус, 1997.
  4. Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. – М., 2003.
  5. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период. // «Российский экономический журнал», 1996. - №4.
  6. Власова Н. О положении на рынке труда в сельской местности // Экономист, 2001. - №9.
  7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1998.
  8. Динамика  Безработицы // Мировая  экономика  и  международные  отношения №8  август 2000.
  9. Дикаpева А.А., Миpская М.И. Социология труда. - M.: Высшая школа, 1989.
  10. Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой– Киров: АСА, 2000.
  11. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // «Вопросы экономики», 2002. - №5.
  12. Макроэкономический анализ изменений на рынке труда. // «Вопросы экономики», 1998. - №1.
  13. Миляева Л. Экономические стороны «Скрытой» безработицы // Экономист, 2001. - №5.
  14. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Серов Д.О. Новые лишние. // «ЭКО», 1997. - №8.
  15. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // «Человек и труд», № 2,3 – 1999.
  16. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишнин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М., 1998.
  17. Сабирьянова К. Макроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда. // «Вопросы экономики», 1996. - №1.

Информация о работе Государственные программы поддержки безработных