Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является самостоятельное изучение и рассмотрение в ходе выполнения работы проблемы занятости населения в России на современном этапе развития.
Исходя из поставленной цели, автором работы выдвигаются следующие задачи:
изучить научную литературу по изучаемому вопросу;
изучить понятие и сущность безработицы;
рассмотреть виды и формы безработицы;
определить факторы, способствующие безработице в России, а также показатели измерения уровня безработицы;
рассмотреть методы борьбы с безработицей;
изучить основные направления государственного регулирования безработицы;
Введение 3
1. Безработица и ее социально-экономические последствия 4
1.1. Понятие и сущность безработицы 4
1.2. Виды и формы безработицы 5
2. Факторы и последствия безработицы 12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России и методы борьбы с ними 12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости 16
3. Государственные программы поддержки безработных 21
3.1. Процесс стабилизации рынка труда 21
3.2. Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы 24
3.2. Профсоюзы 27
Заключение 30
Список источников и литературы 33
Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
Кроме того, действуют и иные формы вспомоществования для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.
Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.
Если общество выбирает иную, монетаристскую модель стабилизационных программ, связанную с формированием так называемого эффективного рынка, тогда система социальной защиты обедняется. В этом случае уровень налогов и потребительских цен гораздо ниже. Но платой за монетарный путь развития могут быть нищета, преступность, маргинализм.
Эти факторы, которые подрывают устои эффективности рынка:
Специалисты по организации труда и социологи утверждают: разрастание безработицы сверх 15% числа занятых делает недостижимым здоровый рынок из-за криминогенной ситуации. Значит, решительность монетарных программ наталкивается на экономические преграды (по-видимому, существует и другой ограничитель – средняя продолжительность безработицы на одного безработного).
Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:
Государственное регулирование рынка труда во многих странах предусматривает законодательно установленный уровень минимальной заработной платы. Возможны два варианта:
В первом случае установление минимальной заработной платы выше равновесной для данного рынка труда при прочих равных условиях приводит к уменьшению уровня занятости и увеличению уровня безработицы (как правило, для неквалифицированной рабочей силы).
Для
преодоления негативного
В п.1 ст.24 Закона о занятости появилось понятие общественных работ. Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Существенное значение для участия граждан в общественных работах имеет дополнение п.2, ст.24 Закона о занятости следующим абзацем: «Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу»[5].
Профессиональные союзы (профсоюзы) – организации, объединяющие работников и созданные для представления и защиты их интересов.
Профсоюзы – не только экономический, но и социально-политический институт, поэтому целью их деятельности является реализация как экономических, так и политических интересов. При анализе экономической деятельности профсоюзов в экономической теории предполагается, что они стремятся улучшить для своих членов две характеристики – уровень заработной платы и уровень занятости.
В экономической теории существует негативный (традиционный) и позитивный взгляды по проблеме влияния профсоюзов на экономическую эффективность.
При отрицательной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность учитывают следующие моменты:
При альтернативной позитивной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность исходят из того, что профсоюзы рассматриваются как институт «коллективного голоса» на внутренних рынках труда.
Их роль заключается в том, чтобы соединить предпочтения работников непосредственно с интересами управления и, участвуя в определении правил установления заработной платы и продвижения по служебной лестнице, способствовать снижению конкуренции на внутренних рынках труда.
В соответствии с этой точкой зрения такие действия профсоюзов приводят к:
Все
это способствует повышению производительности
труда и экономической эффективности
производства.
Важнейшим
показателем – индикатором
Очевидно,
чем более оперативный и
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Таблица 1.
Уровень безработицы по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).
Северный | более 3,5% |
Восточно-Сибирский | от 2,5 до 3,5% |
Дальневосточный | от 2,5 до 3,5% |
Волго-Вятский | от 2 до 2,5% |
остальные | менее 2% |
Информация о работе Государственные программы поддержки безработных