Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
1.3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36
Заключение…………………………………………………………..……..…….39
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы бюджетных отношений
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования
системы межбюджетных отношений………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности, с помощью, которой государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляет перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов.
Государственный бюджет концентрирует
основную часть бюджетных ресурсов
страны, отражает доходы и расходы
Правительства РФ. Бюджет государства
выражает экономические отношения,
опосредующие процесс образования
и использования
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социально-экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
Объектом исследования служит государственный бюджет и межбюджетные отношения, а предметом – динамика доходов и расходов государственного бюджета.
Данная курсовая состоит из 2 глав. В первой главе рассмариваются сущность государственного бюджета, его структура, функции, бюджетное устройство. Во второй главе представлены основные перспективы развития государственного бюджета.
Теоретической базой для написания работы послужили труды отечественных экономистов ( Шапиро С.А., Пешехонов В.А., Белозеров С.А., Дробозина Л.А., Тарасевич Л.С., Журавлева Г.П., Романовский М.В. и др.), опубликованные в виде учебных пособий и материалов периодических изданий, раскрывающие сущность бюджетной системы, а также различные статьи из интернет источников.
Методологическая база курсовой работы включает в себя методы: индукции, расчетно-статистический, графический, анализа и др.
При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 гг., статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.
Глава 1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории
Основу системы
Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему [8].
Наличие бюджетной сферы
стоимостного распределения, как составной
органической части финансов, обусловлено
потребностями развития производства
всех отраслей национальной экономики
и социальной сферы. Ведь для организации
бесперебойного кругооборота фондов в
масштабе всей экономики и обеспечения
социальной поддержки населения
необходима централизация денежных
ресурсов, выходящая за рамки отдельных
хозяйств и отраслей. Эту функцию
в обществе, как известно, выполняет
государство. С его возникновением
и развитием органически
Целенаправленное социально-
В финансовой теории и практики
существуют различные подходы к
трактовке понятия «бюджет», что
обусловлено многогранностью
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].
В приложении к публичным
финансам под бюджетом традиционно
понимается централизованный денежный
фонд, формируемый на том или ином
уровне для обеспечения функций
и задач соответствующих
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР [16].
С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.
С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий [7].
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус — главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Государственный бюджет служит
основным инструментом государства
в централизации и
В ряде исследований под
термином «бюджет» понимается совокупность
доходов и расходов, приведенная
в определенную систему и приуроченная
к определенному периоду
Таким образом, бюджет –
это объективно обусловленное звено
финансовой системы, особый сегмент
денежных отношений, связанный с
формированием, распределением и использованием
централизованного фонда
Сущность государственного
бюджета как экономической
Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
Контрольная функция бюджета
заключается в том, что бюджет
объективно через количественные характеристики
формирования и использования фондов
денежных средств государства отображает
экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях
Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Фискальная функция бюджета
предполагает, с одной стороны, обеспечение
финансовыми ресурсами
С другой стороны, фискальная
функция бюджета не ограничивается
только предоставлением
Информация о работе Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения