Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
 Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
 Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
1.3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36
Заключение…………………………………………………………..……..…….39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota_osnovnoe.docx

— 164.62 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

1.  Теоретические основы  бюджетных отношений

    1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
    2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
    3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19

2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг

2.1.   Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30

2.2.    Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36

Заключение…………………………………………………………..……..…….39

 

Введение

 

Важную роль в жизни  государства играет бюджет. Государственный бюджет - это денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности, с помощью, которой государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляет перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов.

Государственный бюджет концентрирует  основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы  Правительства РФ. Бюджет государства  выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социально-экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
  • Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета
  • Описать виды бюджета и их характеристики
  • Раскрыть особенности федерального бюджета России на 2012-2014 годы
  • Выявить направления совершенствования системы межбюджетных отношений

Объектом исследования служит государственный бюджет и межбюджетные отношения, а предметом – динамика доходов и расходов государственного бюджета.

Данная курсовая состоит  из 2 глав. В первой главе рассмариваются сущность государственного бюджета, его структура, функции, бюджетное устройство. Во второй главе представлены основные перспективы развития государственного бюджета.

Теоретической базой  для написания работы послужили труды отечественных экономистов ( Шапиро С.А., Пешехонов В.А., Белозеров С.А., Дробозина Л.А., Тарасевич Л.С., Журавлева Г.П., Романовский М.В. и др.), опубликованные в виде учебных пособий и материалов периодических изданий, раскрывающие сущность бюджетной системы, а также различные статьи из интернет источников. 

Методологическая  база курсовой работы включает в себя методы: индукции, расчетно-статистический, графический, анализа и др.

При написании настоящей  курсовой работы использовалось действующее  законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 гг., статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы бюджетных отношений

 

1.1. Сущность бюджета как экономической категории

Основу системы государственного регулирования социально-экономических  процессов составляют отношения  по поводу перераспределения расходов. При этом объективно существующая необходимость  удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к  тому, что существенная распределительная  нагрузка в обществе ложится на бюджет. При рассмотрении этимологии термина  «бюджет», чаще всего упоминается  английское происхождение этого  слова, означающего «чемодан», «денежный  мешок с деньгами». Имеется также  версия, что термин «бюджет» - кожаный  мешок, в котором хранилась казна дожей, трансформировавшийся в общеупотребительный сегодня «бюджет», впервые стал употребляться в Венеции [15].

Принципами бюджетной  системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему [8].

Наличие бюджетной сферы  стоимостного распределения, как составной  органической части финансов, обусловлено  потребностями развития производства всех отраслей национальной экономики  и социальной сферы. Ведь для организации  бесперебойного кругооборота фондов в  масштабе всей экономики и обеспечения  социальной поддержки населения  необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных  хозяйств и отраслей. Эту функцию  в обществе, как известно, выполняет  государство. С его возникновением и развитием органически связано  существование и развитие бюджета.

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств — государственного бюджета. Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, который утверждается соответствующим законодательным органом государственной власти [10].

В финансовой теории и практики существуют различные подходы к  трактовке понятия «бюджет», что  обусловлено многогранностью бюджета  как явления.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].

В приложении к публичным  финансам под бюджетом традиционно  понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций  и задач соответствующих органов  власти (государственной, местной). Эта  трактовка в наибольшей степени  раскрывает содержание бюджета как  социально-экономического явления, его  роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в  полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной  власти. Централизация денежных средств  в бюджетах не только позволяет маневрировать  финансовыми ресурсами и сосредотачивать  их на решении важнейших задач  экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной  экономической и финансовой политики.

К бюджету развития относятся  ассигнования на инновационную и  инвестиционную деятельность, связанную  с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие, на собственные экологические  программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное  воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР [16].

С развитием общества существенно  меняется и социально-экономическая  роль бюджета. В условиях планово-директивной  экономики бюджет государства был  единственным источником финансового  обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение  между централизованными (прежде всего  – бюджетными) и децентрализованными  денежными фондами в пользу последних.

С позиций экономической  сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий [7].

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус — главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства  в централизации и перераспределении  валового общественного дохода. Государственный  бюджет страны — основная форма  планомерного образования и использования  централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и  укрепления обороноспособности государства.

В ряде исследований под  термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная  в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной  России писал: «Под государственным бюджетом… разумеют бюджетную роспись, то есть роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предлагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителе верховной власти» [17]. Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Таким образом, бюджет –  это объективно обусловленное звено  финансовой системы, особый сегмент  денежных отношений, связанный с  формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения  функций и задач государства  и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Содержание распределительной  функции (или функции экономического регулирования) бюджета реализуется  в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для  проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной  системе финансовые ресурсы посредством  налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов  и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального  производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так  и в сферу нематериального  производства, находящуюся на содержании бюджета.

Контрольная функция бюджета  заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие  в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Фискальная функция бюджета  предполагает, с одной стороны, обеспечение  финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных  услуг, которые на него возложены  обществом.

С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных  услуг. Для того чтобы повышать эффективность  государственных услуг, недостойно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий  для эффективного размещения и использования  всех имеющихся в государстве  ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому  фискальная функция непосредственно  связана с распределительной  функцией бюджета, однако она имеет  свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства  – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем  таким макроэкономическим целям, как  контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь, обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых  государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл  платного служения всему обществу.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения