Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
 Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
 Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
1.3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36
Заключение…………………………………………………………..……..…….39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota_osnovnoe.docx

— 164.62 Кб (Скачать документ)

В доходы федерального бюджета  также были включены средства Фонда  Министерства Российской Федерации  по атомной энергии (13893 млн. рублей) 10 остальных федеральных целевых фондов были упразднены. В настоящее время необходимость в них отпала, потому что когда бюджет не выполнялся на 100%, их создавали для защиты некоторых статей расходов, закрепляя за такими фондами определенные доходы государства. В пример можно привести систему Дорожного фонда, которая в прошлом году вобрала в себя 136 млрд. рублей, а это больше, чем все расходы на здравоохранение, и почти столько же, сколько страна тратила на оборону. Теперь дорожные фонды будут заменены бюджетными ассигнованиями через дорожные субвенции регионам. Они пойдут через систему федерального казначейства без бартера и зачетов.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в государственной собственности
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение госдолга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет и др.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые  региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться  такие виды расходов, как государственная  поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и  прочее.                        

    1. Бюджеты субъектов Российской Федерации

 Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей [13].

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [2]. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для  каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые  самостоятельно представительными  органами власти субъектов и местными органами власти [9].

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или  в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов  РФ. В бюджеты субъектов РФ в 2011 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов и сборов:

  • налога на прибыль предприятий и организаций – по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • налога на доходы физических лиц – в размере 99% доходов;
  • акцизов на этиловый спирт-сырец, спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории РФ – в размере 50% доходов;       
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили и т.д. – в размере 100% доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • платы за нормативные, сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду – в размере 81% доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный  доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо  нуждающегося в поддержке», предоставляется  тем регионам, у которых объем  бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых  соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных  частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу  производится на основании установленной  доли каждого региона в общем  объеме средств соответствующей  части этого дохода

 Преимущества этого  способа регулирования заключаются  в том, что средства субъектам  выделяются на основе единой  для всех бюджетов методики, учитывающей  бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.   

    1. Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов [2].

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура  расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований. Так, городским органам подчинена  значительная часть предприятий  местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.

 

 

 




Отчисления от федеральных  и региональных налогов



Средства из фондов финансовой поддержки регионов

Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов

Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов




 

 


 

Рисунок 3 – Доходы местных бюджетов

 

В местные бюджеты зачисляются поступления от следующих федеральных и региональных налогов и сборов:

  • налога на прибыль (доход) предприятий и организаций – в размере 5% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • налога на доходы  физических лиц, удерживаемого предприятиями и организациями – в размере 57% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми органами – в размере 100% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • налога на игорный бизнес - в размере 50% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • акцизов на спирт этиловый, водку и ликёроводочные изделия – в  размере 5% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • акцизов на прочие виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на все виды минерального сырья и автомобили) - в  размере 10% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с законодательством РФ;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте – в размере 40% поступлений;
  • единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности – в размере 50% поступлений;
  • налога на имущество предприятий – в размере 50% поступлений;
  • налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в размере 100% поступлений;
  • платежей за пользование недрами – по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • платы за пользование водными объектами – в размере 50% поступлений;
  • платежей за пользование лесным фондом – в размере 100% поступлений в консолидированный бюджет области;
  • прочих налогов, сборов и пошлин, подлежащих зачислению в бюджеты  муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения