Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
1.3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36
Заключение…………………………………………………………..……..…….39
Глава 2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг
Формирование и использование
государственного бюджета в Российской
Федерации имеет ряд
Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки
планов является одним важных методов
установления пропорций в народном
хозяйстве. Балансовый метод бюджета
позволяет наметить необходимые
соотношения между объемом
2. Формирование и использование
государственного бюджета
3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
4. Отличительной чертой
государственного бюджета
Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Дефицит федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
В 2012-2014 гг. планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан [Приложение 1]; [22].
Бюджет РФ на 2011 г.
Бюджет РФ за январь-октябрь исполнен
с профицитом. Как сообщила замглавы
Минфина Татьяна Нестеренко, по итогам
года возможен профицит в 0,1-0,2% ВВП. Добавим,
что 6 ноября президент России Дмитрий
Медведев подписал поправки в закон о
федеральном бюджете на 2011 год, предусматривающие
его нулевой дефицит. Они были подготовлены
с учетом результатов исполнения бюджета
за январь-август текущего года, а также
на основе уточненных прогнозов социально-экономического
развития РФ.
Отмечается, что в этом году доходы бюджета
увеличены до 11,121 трлн рублей с ранее утвержденных
10,303 триллиона рублей. До уровня доходов
увеличены и расходы, которые ранее планировались
на уровне 11,022 триллиона рублей [18].
В проекте основных направлений отмечено, что в первом полугодии 2011 г. уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4-9,6%, что обусловлено в первую очередь удорожанием продовольственных товаров. В августе 2011 г. он значительно снизился и составил 8,2%. В целом, по мнению Банка России, по итогам 2011 г. прирост потребительских цен может составить менее 7,0% (за 2010 г. - 8,8%).
Платежный баланс в январе-июне 2011 г. формировался при благоприятной для российского экспорта конъюнктуре мировых товарных рынков. Профицит счета текущих операций по сравнению с первым полугодием 2010 г. увеличился до 57,6 млрд долларов США или на 11%. Сальдо торгового баланса возросло до 101,7 млрд долларов США, превысив показатель докризисного периода (первого полугодия 2008 г).
Экспорт товаров вырос в 1,3 раза и достиг 249,5 млрд долларов США, импорт товаров составил 147,8 млрд долларов США, что на 42% больше, чем в январе-июне 2010 г., и на 9% - в первом полугодии 2008 г.
В 2011 г. ожидается, что среднегодовая цена на российскую нефть на мировом рынке составит 108 долларов США за баррель, что приведет к увеличению положительного сальдо счета текущих операций по сравнению с 2010 г. до 83,9 млрд долларов США.
В 2011 г. курсовая политика Банка России была направлена на сглаживание колебаний курса рубля. За январь-август 2011 г. рубль укрепился к валютам стран - основных торговых партнеров России как в номинальном, так и в реальном выражении. Прирост номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам в августе 2011 г. по отношению к декабрю 2010 г. составил 5,0%, реального эффективного курса рубля - 5,4%.
Постепенное улучшение ситуации в реальном секторе экономики в 2011 г. способствовало дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в июле 2011 г. по сравнению с июлем 2010 г. на 2,5 процентных пункта, до 7,9% годовых, на срок свыше 1 года - на 1 процентный пункт, до 10,5% годовых, физическим лицам на срок до 1 года - с 26,8 до 22,7% годовых, на срок свыше 1 года - с 18,0 до 17,3% годовых соответственно.
В проекте основных направлений отмечается, что в предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции. Это означает, что в ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). В рамках выбранной стратегии Банк России ставит задачу снизить инфляцию до 4-5% в годовом выражении в 2014 г.
При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2014 гг.
В рамках первого варианта предполагается снижение в 2012 г. среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 75 долларов США за баррель и ожидается прирост ВВП на уровне 3,3%. В качестве второго варианта используется прогноз Правительства, положенный в основу проекта федерального бюджета, предусматривающий, что в 2012 г. цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель, прирост ВВП - 3,7%. Третий вариант развития российской экономики основывается на показателях стоимости нефти до 125 долларов США за баррель и прироста ВВП на уровне 4,7%.
В 2013-2014 гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5-4,8% [19].
Основной задачей курсовой политики Банка России на 2012-2014 гг. декларируется последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования будет способствовать повышению эффективности работы процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В связи с этим политика управления процентными ставками станет ключевой в механизме денежно-кредитного регулирования.
Кроме того, в зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России планирует применение инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования его свободной ликвидности, а также использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов.
В основу проекта основных направлений заложен сценарий перелома тенденции оттока частного капитала за границу, начиная с 2012 г. по второму и третьему прогнозным вариантам и устойчивый прирост его притока в последующие годы на уровне 10-15 млрд долларов США в год. Вместе с тем сальдо счета текущих операций в 2013-2014 гг. вероятней всего (согласно первому и второму прогнозным вариантам) переместится в область отрицательных значений. [Приложение 2,3]; [23, 24]
К 2014 году расходы на оборону и правоохранительную деятельность должны составить по плану более 50% от всех остальных расходов и 35% от общего бюджета:
Рисунок 4 - Проект бюджета РФ до 2014 г [23]
Судя по проекту бюджета, план правительства заключается в стагнации экономики и превращении государства в милитаристское.
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений.
В 1996 бюджетном году были
сделаны первые шаги по переходу к
новому этапу реформы взаимоотношений
между уровнями бюджетной системы.
Основные его элементы – внедрение
в бюджетный процесс
При этом ставилась задача показать, что территории выигрывают от сокращения экономически и социально неоправданных дотаций и что лучший способ использования этого выигрыша в общих интересах – передача определенной его части в федеральный бюджет.
Сокращение бюджетных расходов, на каком бы уровне оно ни происходило, – весьма болезненный процесс. До сих пор основная его тяжесть падала на федеральное правительство, что и стало одной из причин неудач предыдущих попыток финансовой стабилизации.
Без подключения субъектов
Федерации к программе
Но главное условие
для совершенствования
Напрашивается также вывод
о том, что наряду с использованием
общей формулы для выравнивания
условий получения минимально необходимых
бюджетных доходов отстающими по
объективным причинам территориями
имеется необходимость в
Такие компенсации не имеют
отношения к выравниванию условий.
Поэтому их необходимо исчислять
и предусматривать отдельно, что
не исключает использование
В некоторых регионах появилась тенденция противоположная назначению этого закона укрепить местное самоуправление. В ряде случаев субъекты Федерации принимают решения о создании муниципальных образований не ниже района. Города районного значения и другие населенные пункты теряют право на собственные бюджеты и переходят на сметное финансирование из бюджета района [6].
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
Информация о работе Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения