Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
 Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
 Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
1.3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36
Заключение…………………………………………………………..……..…….39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota_osnovnoe.docx

— 164.62 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Глава 2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг

 

2.1. Особенности федерального  бюджета России на 2012-2014 гг 

Формирование и использование  государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных  черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним важных методов  установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета  позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать выводы о необходимости изменения  тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал инициативой местных органов  власти. Развитие местного самоуправления  — экономическая основа реализации  принципа развития демократического  общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

4. Отличительной чертой  государственного бюджета является  его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Понятие государственного бюджета  в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.   

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит федерального бюджета будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

В 2012-2014 гг. планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан [Приложение 1]; [22].

Бюджет РФ на 2011 г.

Бюджет РФ за январь-октябрь исполнен с профицитом. Как сообщила  замглавы Минфина Татьяна Нестеренко, по итогам года возможен профицит в 0,1-0,2% ВВП. Добавим, что 6 ноября президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в закон о федеральном бюджете на 2011 год, предусматривающие его нулевой дефицит. Они были подготовлены с учетом результатов исполнения бюджета за январь-август текущего года, а также на основе уточненных прогнозов социально-экономического развития РФ. 
Отмечается, что в этом году доходы бюджета увеличены до 11,121 трлн рублей с ранее утвержденных 10,303 триллиона рублей. До уровня доходов увеличены и расходы, которые ранее планировались на уровне 11,022 триллиона рублей [18].

В проекте основных направлений отмечено, что в первом полугодии 2011 г. уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4-9,6%, что обусловлено в первую очередь удорожанием продовольственных товаров. В августе 2011 г. он значительно снизился и составил 8,2%. В целом, по мнению Банка России, по итогам 2011 г. прирост потребительских цен может составить менее 7,0% (за 2010 г. - 8,8%).

Платежный баланс в  январе-июне 2011 г. формировался при благоприятной для российского экспорта конъюнктуре мировых товарных рынков. Профицит счета текущих операций по сравнению с первым полугодием 2010 г. увеличился до 57,6 млрд долларов США или на 11%. Сальдо торгового баланса возросло до 101,7 млрд долларов США, превысив показатель докризисного периода (первого полугодия 2008 г).

Экспорт товаров  вырос в 1,3 раза и достиг 249,5 млрд долларов США, импорт товаров составил 147,8 млрд долларов США, что на 42% больше, чем в январе-июне 2010 г., и на 9% - в первом полугодии 2008 г.

В 2011 г. ожидается, что среднегодовая цена на российскую нефть на мировом рынке составит 108 долларов США за баррель, что приведет к увеличению положительного сальдо счета текущих операций по сравнению с 2010 г. до 83,9 млрд долларов США.

В 2011 г. курсовая политика Банка России была направлена на сглаживание колебаний курса рубля. За январь-август 2011 г. рубль укрепился к валютам стран - основных торговых партнеров России как в номинальном, так и в реальном выражении. Прирост номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам в августе 2011 г. по отношению к декабрю 2010 г. составил 5,0%, реального эффективного курса рубля - 5,4%.

Постепенное улучшение  ситуации в реальном секторе экономики  в 2011 г. способствовало дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в июле 2011 г. по сравнению с июлем 2010 г. на 2,5 процентных пункта, до 7,9% годовых, на срок свыше 1 года - на 1 процентный пункт, до 10,5% годовых, физическим лицам на срок до 1 года - с 26,8 до 22,7% годовых, на срок свыше 1 года - с 18,0 до 17,3% годовых соответственно.

В проекте основных направлений отмечается, что в  предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции. Это означает, что в  ближайшие годы денежно-кредитная  политика Банка России будет сосредоточена  на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). В рамках выбранной стратегии  Банк России ставит задачу снизить  инфляцию до 4-5% в годовом выражении  в 2014 г.

При выборе целей  и инструментов денежно-кредитной  политики Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012-2014 гг.

В рамках первого  варианта предполагается снижение в 2012 г. среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 75 долларов США за баррель и ожидается прирост ВВП на уровне 3,3%. В качестве второго варианта используется прогноз Правительства, положенный в основу проекта федерального бюджета, предусматривающий, что в 2012 г. цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель, прирост ВВП - 3,7%. Третий вариант развития российской экономики основывается на показателях стоимости нефти до 125 долларов США за баррель и прироста ВВП на уровне 4,7%.

В 2013-2014 гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5-4,8% [19].

Основной задачей  курсовой политики Банка России на 2012-2014 гг. декларируется последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

Характеризуя использование  системы инструментов денежно-кредитной  политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что последовательное сокращение прямого вмешательства  Банка России в процессы курсообразования будет способствовать повышению  эффективности работы процентного  канала трансмиссионного механизма  денежно-кредитной политики. В связи  с этим политика управления процентными  ставками станет ключевой в механизме  денежно-кредитного регулирования.

Кроме того, в зависимости  от реализации различных сценариев  макроэкономического развития, оказывающих  влияние на динамику денежно-кредитных  показателей, Банк России планирует  применение инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору  или абсорбирования его свободной  ликвидности, а также использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания  инфляционных процессов.

В основу проекта  основных направлений заложен сценарий перелома тенденции оттока частного капитала за границу, начиная с 2012 г. по второму и третьему прогнозным вариантам и устойчивый прирост его притока в последующие годы на уровне 10-15 млрд долларов США в год. Вместе с тем сальдо счета текущих операций в 2013-2014 гг. вероятней всего (согласно первому и второму прогнозным вариантам) переместится в область отрицательных значений. [Приложение 2,3]; [23, 24]

К 2014 году расходы  на оборону и правоохранительную деятельность должны составить по плану  более 50% от всех остальных расходов и 35% от общего бюджета:

Рисунок 4 - Проект бюджета  РФ до 2014 г [23]

Судя по проекту  бюджета, план правительства заключается  в стагнации экономики  и превращении государства в милитаристское.

 

2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений.

В 1996 бюджетном году были сделаны первые шаги по переходу к  новому этапу реформы взаимоотношений  между уровнями бюджетной системы. Основные его элементы – внедрение  в бюджетный процесс среднесрочной  программы корректировки разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы с учетом требований стабилизационной программы, распространение  нормативно-расчетных методов регулирования  на основную часть финансовых межбюджетных потоков (в том числе на взаимные расчеты между бюджетами), ужесточение  критериев предоставления финансовой поддержки регионам, использование  в качестве ее основной формы целевых  субвенций, учет проводимой региональными  властями налоговой и бюджетной  политики при распределении федеральной помощи.

При этом ставилась задача показать, что территории выигрывают от сокращения экономически и социально  неоправданных дотаций и что  лучший способ использования этого  выигрыша в общих интересах –  передача определенной его части  в федеральный бюджет.

Сокращение бюджетных  расходов, на каком бы уровне оно  ни происходило, – весьма болезненный  процесс. До сих пор основная его  тяжесть падала на федеральное правительство, что и стало одной из причин неудач предыдущих попыток финансовой стабилизации.

Без подключения субъектов  Федерации к программе сокращения бюджетного дефицита и к совершенствованию  соответствующей реорганизации  межбюджетных отношений, а также  без учета их замечаний и предложений  сколь либо устойчивая финансовая стабилизация недостижима.

Но главное условие  для совершенствования межбюджетных отношений – это повышение  уровня собственных доходов, где  имеется для этого достаточный  налоговый потенциал и соответственно сужение сферы межбюджетных отношений, а также дотационности территорий. Такой подход позволит сосредоточиться  на тех территориях, где отсутствует  необходимый налоговый потенциал, по объективным причинам. Это в интересах не только территориальных бюджетов, но и федерального, так как направлен на повышение уровня самообеспечения и ответственности каждой территории по реализации минимальных государственных социальных стандартов и социально-экономического развития.

Напрашивается также вывод  о том, что наряду с использованием общей формулы для выравнивания условий получения минимально необходимых  бюджетных доходов отстающими по объективным причинам территориями имеется необходимость в расширении практики применения целевых дотаций. Нельзя сводить межбюджетные отношения  к одной формуле. Не оправдывает  себя и включение в исходные данные для указанной формулы сумм, подлежащих компенсации в связи с решениями, принятыми на федеральном уровне.

Такие компенсации не имеют  отношения к выравниванию условий. Поэтому их необходимо исчислять  и предусматривать отдельно, что  не исключает использование специальных  формул. Компенсации можно обеспечивать и передачей соответствующих  налогов, отчислений от них. Наряду с  тем, что большинство субъектов  Федерации бюджетное планирование осуществляют не на базе социальных норм, а в основу принимают приростный метод, исходя из фактически сложившихся  результатов в году, предшествующем планируемому, в некоторых регионах разрабатывают и используют также  социальные и финансовые нормы.

В некоторых регионах появилась тенденция противоположная назначению этого закона укрепить местное самоуправление. В ряде случаев субъекты Федерации принимают решения о создании муниципальных образований не ниже района. Города районного значения и другие населенные пункты теряют право на собственные бюджеты и переходят на сметное финансирование из бюджета района [6].

Бюджетная политика в сфере  межбюджетных отношений в 2012-2014 годах  будет сосредоточена на решении  следующих задач:

Информация о работе Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения