Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30

Работа состоит из  1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

          Государственный бюджет с точки зрения экономической  категории выполняет следующие функции:

      • распределительная - происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Сфера действия этой функции определяется тем, что в отношения с государством вступают почти все участники общественного производства.
      • контрольная - при помощи нее становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Она позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей.

          Основными функциями государственного бюджета как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:

      • перераспределение ВВП;
      • государственное регулирование и стимулирование экономики;
      • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
      • контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

          Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

          Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

          В процессе бюджетного планирования и  исполнения бюджета осуществляется контроль над финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

          Функции государственного бюджета  осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

          1.3 Бюджетный процесс.

          Бюджетный процесс - действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны.2

          Выделяют  следующие этапы бюджетного процесса:

        • бюджетное прогнозирование;
        • составление бюджета
        • рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
        • исполнение бюджета в течение бюджетного года;
        • анализ и контроль исполнения бюджета.

          Целью бюджетное прогнозирование является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.

          Составление бюджета – это определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

          В современной России эти мероприятия  должны быть завершены до 15 июля. После  этого до 15 августа Правительство  и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

          Рассмотрение  бюджета состоит из нескольких этапов:

      • На I этапе - Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
      • На II этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых.
      • На III этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

          В первом чтении Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз  социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

          – доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации  доходов бюджетов Российской Федерации;

          – распределение доходов от федеральных  налогов и сборов между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Российской Федерации;

          – дефицит федерального бюджета в  абсолютных цифрах и в процентах  к расходам федерального бюджета  на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

          – общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

          Во  втором чтении утверждаются его расходы  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

          В третьем чтении Государственная  Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам  то, на что должны быть, израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

          В четвертом чтении Дума рассматривает  поправки к закону, а так же поквартальное  распределение доходов, расходов и дефицита.

          Утверждение госбюджета. Принятый Государственной  Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его  принятия Советом Федерации его  подписывает Президент и он обнародуется.

          Исполнение  бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

            Важным этапом бюджетного процесса является контроль над исполнением бюджета. Контроль над исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

          В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

1.4 Классификация бюджета  государства.

     Бюджетная классификация Российской Федерации  является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

          Бюджетная классификация Российской Федерации  включает в себя:

      • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации (группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которые основываются на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы).
      • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации (группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления).
      • экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации (группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.)
      • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

        (включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов).

      • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов).
      • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
      • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; 
      • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета  группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

               Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Информация о работе Государственный бюджет и его структура