Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30

Работа состоит из  1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

      Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствует о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.

       По  природе своего происхождения необходимо различить циклический и структурный бюджетный дефицит.

       Циклический дефицит 4– результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4.

       T,G 

         E                                                                          

                                                                                     Профицит 

                 Дефицит 
     

      Y

      Рис. 4. Государственные расходы, налоговые  поступления и дефицит 
    государственного бюджета

      t – Налоговая ставка; G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

      Структурный дефицит5 – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессионного состояния.

      В зависимости  от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

       Активный  дефицит обусловлен финансовой политикой  государства, направленной на увеличение его расходов и снижение  налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

       Пассивный дефицит вызывается сокращением  государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно  – кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшим являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования.

       Сокращение  расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т.д.

      Существует  три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

      1) выпуск  госзаймов

         2) ужесточение налогообложения

       3) производство  денег

       В экономической  теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

       Первая  концепция: Бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.

       Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

       Вторая  концепция: Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

       Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а  в период цикла.

       Третья  концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

       Каждая  из этих концепций имеет сильные  и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется  на первую концепцию.

       Проблема  бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга  играют важные роли для сегодняшней России.

       Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.

       3.1 Экономическая суть  понятия государственного  долга.

       Государственный долг РФ - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.6

       Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

       Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

       • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми организациями;

       • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

       • договоров и соглашений о получении  Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

      • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

      • соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет.

       3.2 Классификация государственного долга.

       Внутренний  и внешний долг.

      Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний.

      Внутренний  государственный долг – задолженность  государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

       Внешний долг – задолженность государства  иностранным гражданам, фирмам и  учреждениям.

      В странах  с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 2006 г. он составил 10, 3 трлн. долларов. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 8, 6 трлн. фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

      Государственный долг также делится на капитальный  и текущий.7

      Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

       Текущий долг - это расходы по выплате  доходов и погашению обязательств.

       По  уровню управления государственный  долг делится на:

       • государственный долг Российской Федерации;

       • государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

       • муниципальный государственный  долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

       Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

       Внутренний  долг.

       Внутренний государственный долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

       В Российской Федерации включает в  себя долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ, перед  юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

       Может иметь форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

       Структура и динамика государственного внутреннего долга  по состоянию на 1 мая 2007 года (в части  государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) 
     

       Виды  государственных ценных бумаг
       (млрд. руб.)
       ОФЗ-ПД
       244,50
       ОФЗ-ФК
       94,83
       ОФЗ-АД
       717,16
       ГСО-ППС
       0,42
       ГСО-ФПС
       52,00
      Итого
      1 108,98
 

      На 1 апреля 2008 года государственный внутренний долг России составлял 1 302 745, 552 млн. рублей.9

       Внешний долг.

       В международной  практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком  внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте. Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам, и такого подхода к определению внешнего долга РФ буду придерживаться я.

       Внешний государственный долг возникает в результате размещения  займов за рубежом и других форм задолжности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Кроме того, есть и частный внешний долг – долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

       Существуют  критерии и пороговые показатели внешнего долга:

Информация о работе Государственный бюджет и его структура