Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30

Работа состоит из  1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)
  1. ВВП на душу населения (долл. /год) - 785
  2. Внешний долг к ВВП в % - 50
  3. Внешний долг к годовому экспорту (%) - 275
  4. Погашение и обслуживание внешнего долга в % к годовому экспорту - 30
  5. Обслуживание внешнего долга к годовому экспорту (%) - 20

       3.3 Методы урегулирования задолжности.

       Государственный долг является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.

       Одновременно  с этим государственный долг выступает  как объект управления.

       Управление  государственным долгом – это  совокупность действий, связанных с  подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.10

          В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности  по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

       Государство с помощью управления государственным  долгом решает следующие задачи:

  1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.
  2. Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов.
  3. Сохранение у Российской Федерации репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам.
  4. Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга
  5. Контроль за эффективным и целевым использованием заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов.
  6. Своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним.
  7. Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
  8. Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств.
  9. Решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации.

       Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

  • Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
  • Конверсия и консолидация государственного долга – изменение доходности и сроков функционирования выпущенных займов. Часто использовались в советский период и носили принудительный характер
  • Унификация займов – объединение нескольких выпущенных займов в одном новом займе
  • Рефинансирование государственного долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При рефинансировании при построении  графика новых выпусков займов исходят из необходимости  увязки сроков их размещения  с датами погашения облигаций предшествующих выпусков
  • Погашение займов – выкуп облигаций у инвесторов, проведения тиражей по выигрышным и процентным займам
  • Обмен облигаций по регрессивному соотношению – то есть, несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой облигации
  • Отсрочка погашения займов
  • Аннулирование государственного долга11

       Страны  с рыночной экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления государственным долгом, так как  такие методы ведут к падению  рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдалось только в самых тяжелых финансово-бюджетных кризисах.

          Обычно используются такие  методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  государственный долг – это сложный показатель, от величины которого зависит экономическое и социальное положение в стране. Государственный долг можно классифицировать по разным основаниям, и в зависимости от этого он делится на различные виды. Также государственный долг нуждается в регулировании, и в связи с этим существуют методы регулирования государственного долга, такие как: реструктуризация долга, конверсия и консолидация государственного долга, унификация займов, рефинансирование государственного долга и другие. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

       Однако  именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства.

       Важную  роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

       Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном обществе.

       На  протяжении всего времени проведения реформ были предприняты определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики, однако под  давлением политических факторов ни одна из них не имела того эффекта, на который можно было бы рассчитывать.

       Основные  параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в  следующем: удержать экономику от падения  производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма. 
     

       “Реализация основных идей, заложенных в проекте  бюджета на следующий год, позволит существенно укрепить всю государственную вертикаль власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять свои обязательства, станет платить по долгам, это будет убедительным примером для всего общества”12.

       Процесс преобразования бюджетной системы  – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему  уже положено. И от успешного его  завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики, будущее России.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 1.

       Бюджетный процесс в Российской Федерации.  

 
 

Приложение 2.

Консолидированный бюджет РФ13 в 2005 – 2007гг. (млрд. руб.)14

Доходы. 

  2005г. 2006г. 2007г.
Доходы - всего 8579,6 10625,8 13368,3
из  них:      
   налог на прибыль организаций 1332,9 1670,6 2172
   налог на доходы физических  лиц 707,1 930,4 1266,6
из  них: единый социальный налог на добавочную стоимость 436,5 614,2 782,5
   на товары (работу, услуги), реализованные на территории РФ 1025,8 924,4 1390,6
   на товары, взимаемые на территории  РФ 336,5 586,7 871,1
акцизы  по подакцизным товарам:      
      произведенные на территории  РФ 236,1 253,3 288,2
   Взимаемые на территории РФ 17,6 17,3 26,2
налог на совокупный доход 77,5 110 141,9
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 928,6 1187,3 1235,1
налог на имущество 253,1 310,9 411,2
задолжности и перерасчеты по отмене иных налогов, сборов и других обязательных платежах 53,9 28,8 22,9
доходы  от внешнеэкономической деятельности      
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 255,8 352,5 526,6
платежи при использовании природных ресурсов 73 94,4 82,4
безвозмездные поступления 22,1 21,6 18,2
доходы  от предпринимателей и иной, приносящей доход деятельности 59,1 79,5 98
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3.

Консолидированный бюджет РФ15 в 2005 – 2007гг. (млрд. руб.)16

Расходы. 

          2005 г. 2006 г. 2007 г.
        Расходы - всего: 6820,6 8375,2 11378,6
        из  них:  
        на  общегосударственные вопросы 754,3 827,4 1171,3
        на  обслуживания государственного и муниципального долга 239,2 202,6 175,1
        на  национальную оборону 581,8 683,4 834
        на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность 585,2 714,1 864,3
        на  национальную экономику  764,2 948,9 1558
        из  них расходы:  
        на  топливо и энергетику 10,5 18,1 33,5
        на  сельское хозяйство и рыболовство 78,6 110,8 146,4
        на  транспорт 250,5 412,1 580,4
        на  связь и информатику 13,8 20,3 36,8
        на  прикладные научные исследования в  области национальной экономики 39,5 47,2 62,9
        на  другие вопросы в области национальной экономики 319,2 267,6 589,5
        на  жилищное - коммунальное хозяйство 471,4 631,7 1102,3
        на  социально - культурные мероприятия 3642 4546,4 5822,3

Информация о работе Государственный бюджет и его структура