Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30
3.3 Методы урегулирования задолжности.
Государственный долг является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.
Одновременно с этим государственный долг выступает как объект управления.
Управление
государственным долгом – это
совокупность действий, связанных с
подготовкой к выпуску и
В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
Государство с помощью управления государственным долгом решает следующие задачи:
Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:
Страны
с рыночной экономикой обычно не используют
приведенные выше приемы управления
государственным долгом, так как
такие методы ведут к падению
рейтинга государства как заемщика
среди потенциальных и
Обычно используются такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
государственный долг – это сложный показатель,
от величины которого зависит экономическое
и социальное положение в стране. Государственный
долг можно классифицировать по разным
основаниям, и в зависимости от этого он
делится на различные виды. Также государственный
долг нуждается в регулировании, и в связи
с этим существуют методы регулирования
государственного долга, такие как: реструктуризация
долга, конверсия и консолидация государственного
долга, унификация займов, рефинансирование
государственного долга и другие.
Заключение.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства.
Важную
роль играет государственный бюджет
в решении социальных проблем
на основе улучшения механизма
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
На протяжении всего времени проведения реформ были предприняты определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики, однако под давлением политических факторов ни одна из них не имела того эффекта, на который можно было бы рассчитывать.
Основные
параметры бюджетной политики на
современном этапе состоят в
следующем: удержать экономику от падения
производства и обеспечить финансовую
стабилизацию. Для этого необходимо,
прежде всего, принять неотложные меры
к укреплению денежного обращения,
национальной валюты как основы преодоления
экономического кризиса. Только в условиях
устойчиво функционирующего денежного
обращения можно реализовать связи между
всеми участниками и составными частями
хозяйственного механизма.
“Реализация основных идей, заложенных в проекте бюджета на следующий год, позволит существенно укрепить всю государственную вертикаль власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять свои обязательства, станет платить по долгам, это будет убедительным примером для всего общества”12.
Процесс
преобразования бюджетной системы
– сложный, длительный, порой весьма
болезненный. Тем не менее, начало ему
уже положено. И от успешного его
завершения зависит ни много, ни мало
– будущее всей российской экономики,
будущее России.
Приложение 1.
Бюджетный
процесс в Российской
Федерации.
Приложение 2.
Консолидированный бюджет РФ13 в 2005 – 2007гг. (млрд. руб.)14
Доходы.
2005г. | 2006г. | 2007г. | |
Доходы - всего | 8579,6 | 10625,8 | 13368,3 |
из них: | |||
налог на прибыль организаций | 1332,9 | 1670,6 | 2172 |
налог на доходы физических лиц | 707,1 | 930,4 | 1266,6 |
из них: единый социальный налог на добавочную стоимость | 436,5 | 614,2 | 782,5 |
на товары (работу, услуги), реализованные на территории РФ | 1025,8 | 924,4 | 1390,6 |
на товары, взимаемые на территории РФ | 336,5 | 586,7 | 871,1 |
акцизы по подакцизным товарам: | |||
произведенные на территории РФ | 236,1 | 253,3 | 288,2 |
Взимаемые на территории РФ | 17,6 | 17,3 | 26,2 |
налог на совокупный доход | 77,5 | 110 | 141,9 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 928,6 | 1187,3 | 1235,1 |
налог на имущество | 253,1 | 310,9 | 411,2 |
задолжности и перерасчеты по отмене иных налогов, сборов и других обязательных платежах | 53,9 | 28,8 | 22,9 |
доходы
от внешнеэкономической |
|||
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 255,8 | 352,5 | 526,6 |
платежи при использовании природных ресурсов | 73 | 94,4 | 82,4 |
безвозмездные поступления | 22,1 | 21,6 | 18,2 |
доходы от предпринимателей и иной, приносящей доход деятельности | 59,1 | 79,5 | 98 |
Приложение 3.
Консолидированный бюджет РФ15 в 2005 – 2007гг. (млрд. руб.)16
Расходы.
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Расходы - всего: | 6820,6 | 8375,2 | 11378,6 |
из них: | |||
на общегосударственные вопросы | 754,3 | 827,4 | 1171,3 |
на обслуживания государственного и муниципального долга | 239,2 | 202,6 | 175,1 |
на национальную оборону | 581,8 | 683,4 | 834 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 585,2 | 714,1 | 864,3 |
на национальную экономику | 764,2 | 948,9 | 1558 |
из них расходы: | |||
на топливо и энергетику | 10,5 | 18,1 | 33,5 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 78,6 | 110,8 | 146,4 |
на транспорт | 250,5 | 412,1 | 580,4 |
на связь и информатику | 13,8 | 20,3 | 36,8 |
на прикладные научные исследования в области национальной экономики | 39,5 | 47,2 | 62,9 |
на другие вопросы в области национальной экономики | 319,2 | 267,6 | 589,5 |
на жилищное - коммунальное хозяйство | 471,4 | 631,7 | 1102,3 |
на социально - культурные мероприятия | 3642 | 4546,4 | 5822,3 |