Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации за 2011 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2009 - 2010 годы; на основе проведенной работы сделать выводы.
В курсовой работе рассмотрены понятия бюджета и бюджетного про-цесса, доходы и расходы бюджета, основные направления бюджетной поли-тики.
Введение……………………………………………………………………3
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации.................................................................................................5
Бюджетный процесс………………………………………………………12
Доходы бюджета…………………………………………………………19
Расходы бюджета………………………………………………………..22
Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы…………………………………………………….….28
Заключение………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………..36
Приложение……………………………………………………………..37
Соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В четвертом чтении проект федерального бюджета принимается в целом. Внесение в него поправок не допускается. Четвертое чтение длится 15 дней.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает в целом Федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный бюджет только в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании в Государственной Думе за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ. [4, с. 118].
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов [приложение, рис. 1].
В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.
Налоговые доходы:
налог на прибыль (доход) организаций;
налог на доходы от капитала;
подоходный налог с физических лиц,
а) Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:
налог на добавленную стоимость;
акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;
федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы.
б) Налоги на имущество:
налог на имущество физических лиц;
налог на имущество организаций;
налог на недвижимость;
налог на наследование или дарение.
в) Платежи на пользование природными ресурсами:
платежи на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
сбор за право пользования объектами животного мир водными биологическими ресурсами;
лесной налог;
водный налог;
экологический налог;
земельный налог.
г) Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:
таможенная пошлина;
таможенные сборы.
д) Прочие налоги, пошлины и сборы:
государственная пошлина;
взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
налог на рекламу.
Неналоговые доходы:
а) Доходы от имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности, или от деятельности:
проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;
проценты, полученные от предоставления бюджетных средств внутри страны;
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
перечисление прибыли Центрального банка РФ;
платежи от государственных и муниципальных организаций;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;
плата за выделение квот вылова водных биологически ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;
прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
б) Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования;
доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;
доходы от реализации государственных запасов;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
доходы от продажи квартир;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба»;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие неналоговые доходы.
в) Безвозмездные перечисления:
из бюджетов других уровней;
из государственных внебюджетных фондов;
из государственных организаций;
из наднациональных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
г) Доходы целевых бюджетных фондов:
дорожные фонды;
экологические фонды;
фонд развития таможенной системы РФ;
государственный фонд борьбы с преступностью;
фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;
целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Структура доходов федерального бюджета в 2009 и 2011 годах дана в приложении рис. 3 и рис. 4. На основании данных Росстата и Министерства финансов Российской Федерации можно сделать вывод, что в 2011 году увеличились доходы от внешнеэкономической деятельности. Также наблюдается увеличение налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению [5, с.87]. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
По роли в общественном производстве;
Общественному назначению;
Отраслям производства;
Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
Расходы на содержание и развитие материального производства
(расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной
сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
Расходы на создание государственных резервов (затраты на
формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов [6, с.121].
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
Расходы на социально-культурные нужды;
Военные расходы;
Расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
В производственной сфере подразделяются по отраслям народного
хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
В непроизводственной по отраслям и видам общественной
деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации