Государственный бюджет Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации за 2011 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2009 - 2010 годы; на основе проведенной работы сделать выводы.
В курсовой работе рассмотрены понятия бюджета и бюджетного про-цесса, доходы и расходы бюджета, основные направления бюджетной поли-тики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской

Федерации.................................................................................................5

Бюджетный процесс………………………………………………………12

Доходы бюджета…………………………………………………………19

Расходы бюджета………………………………………………………..22

Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы…………………………………………………….….28

Заключение………………………………………………………………35

Список литературы……………………………………………………..36

Приложение……………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Копия Экономика (КУРСОВАЯ РАБОТА).doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

Перечисленные группы расходов определены по предмет­ному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно класси­фицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

 ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

           средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

           трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

          ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

          ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

          бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

          субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

           инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

           бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других

уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

           кредиты иностранным государствам;

           средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий [8, с. 117].

Структура расходов федерального бюджета РФ в 2011 году дана в приложении, рисунок 5.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012-2013 ГОДЫ

Основу бюджетной политики на 2011 и плановый период 2012 - 2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации. Бюджетная политика на 2011-2013 годы направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики. В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2014 годах являются:

 использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

 разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

 обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

  повышение качества человеческого капитала;

 повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

 реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации показаны в приложении, таблица 1. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в 2011 году и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП. По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному  периоду  2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары).  Основной  вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления  и  запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.

В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному  периоду  прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.

В  2012   году  рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%.  Инвестиции в  основной  капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась  и  доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.

 

Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году. В 2012–2013 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося инвестиционного климата будет расти инвестирование частного сектора.

Позитивным фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2010 год по отношению к 2009 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). Наиболее высокими темпами роста характеризовалось производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций.

В январе-мае 2011 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается рост на уровне 5,4%, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисный уровень. К 2013 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования. В противоположность промышленности, объем производства в сельском хозяйстве в 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом на 11,9%. При этом в 2009 году и в первом полугодии 2010 года сельское хозяйство росло. Однако неблагоприятные погодные условия привели к сокращению производства в летние месяцы 2010 года, с сентября помесячная динамика (с учетом сезонного фактора) сельскохозяйственного производства вновь стала положительной.

В январе-апреле 2011 года сельское хозяйство выросло на 0,6%, а по итогам всего года по оценке увеличилось на 11,8 %. В 2012–2013 годах ожидается прирост сельского хозяйства в среднем по 2,3% в год. Оборот розничной торговли по итогам 2010 г. вырос на 6,3%, в текущем 2011 году вырос на 3,8%, в 2012–2013 годах – на уровне 5,3% в год. Платные услуги населению в 2010 году увеличились на 1,5 %, в 2011 году на 4,2%, а в 2012–2013 годах – в среднем на 5,4% в год.

Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2010 году против 69,5% в 2009 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2010 году (14,1% в 2009 году).

По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.

В 2012–2013 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год. В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составили: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей.

В 2013 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 378 рублей, при этом доля бедного населения к 2013 году сократится до 12,4 %. Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.

В начале 2011 года наблюдалось значительное ускорение роста потребительских цен. Однако благодаря действиям Правительства Российской Федерации и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. С начала года (по состоянию на 14 июня 2011 года) индекс потребительских цен составил 4,8%, по итогам года ожидается рост цен в пределах 6,5-7,5%. Экспорт товаров в 2010 году составил 400,0 млрд. долл. США, что на 31,8% выше уровня 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных объемов экспорта внес рост мировых цен на сырье. При этом в течение года темпы роста экспорта снижались в основном вследствие уменьшения эффекта базы.

В январе-апреле 2011 года экспорт товаров составил 159,6 млрд. долл. США, по итогам года ожидается, что его объем составит 503,8 млрд. долл. США. К 2014 году экспорт товаров достигнет 536,5 млрд. долл. США. Импорт товаров в 2010 году составил 248,5 млрд. долл. США, что на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля.

Импорт товаров в январе-апреле 2011 года составил 91,3 млрд. долл. США, ожидаемая оценка по итогам года – 308,7 млрд. долл. США, прогноз на  2013 год – 444,6 млрд. долл. США.

Таким образом, при замедлении темпов роста внешнеторгового оборота в принятых условиях прогноза цен на основные сырьевые товары российского экспорта прогнозируется сокращение положительного сальдо внешней торговли. Укрепляющийся рубль повысит экспортные доходы в прогнозируемый период, однако объем импорта будет расти более высокими темпами.

В 2010 году тенденции, оказывающие воздействие на состояние внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. В 2010 году возобновился рост реального курса рубля к доллару после небольшого снижения, отмеченного в 2008–2009 годах. В укрепление рубля к доллару реальном выражении по итогам 2010 года составило 9,7% (по сравнению с 2009 годом). Реальный курс рубля к евро за 2010 год  вырос на 15,5% (по сравнению с 2009 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос (по сравнению с 2009 годом) на 9,6 %. Тенденция к укреплению рубля продолжилась и в начале 2011 года. Реальное укрепление рубля к доллару в январе-апреле 2011 года составило 11,2%, реальное укрепление рубля к евро в январе-апреле 2011 года – 2,8%, реальный эффективный курс к иностранным валютам укрепился за этот период на 5,7%. Укрепление рубля будет поддерживать рост импорта, особенно инвестиционных и продовольственных товаров. По итогам текущего года индекс реального эффективного курса рубля оценивается на уровне 7,7 %. В 2012–2013 годах данный индекс будет составлять – 3,5%, 2% и 1,2% соответственно.

Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

              Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 год должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации