Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:37, курсовая работа
Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет и понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание». А вообще хотелось бы выразить надежду на дальнейшую социализацию государства при имеющихся финансовых средствах.
Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.
5
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета.
11
Глава 3. Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
18
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
Приложение 29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Российский государственный торгово-
университет
Саратовский
институт (филиал)
Кафедра
внешнеэкономической
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Тема: Государственный
бюджет: сущность, структура, функции.
Курс, 1
факультет ФУОП
Фамилия: Васенкова____________________
Имя:
Татьяна_______________________
отчество: Александровна________________
Номер
зачетной книжки: УСС-07200______
Преподаватель:
ученая
степень: кандидат
экономических___ наук__________________________
ученое звание: доцент___________________
фамилия,
инициалы: Лахнова
Т.В._________
Саратов
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава
1. Государственный бюджет и его использование.
Основные статьи доходов и расходов
государственного бюджета. |
5 |
Глава
2. Роль государственного бюджета в
финансовой системе. Уровни государственного
бюджета. |
11 |
Глава
3. Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор
сбалансированного бюджета |
18 |
Заключение. | 26 |
Список использованной литературы. | 28 |
Приложение | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
В России становление государственных финансов и их основного звена – государственного бюджета связано с развитием в начале 19 в. министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем – со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете. Однако реформы, проводимые с 2005 г. направлены на то, чтобы учесть существующий опыт других развитых стран, и надо отметить что пока здесь не все гладко.
Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов. Для всех моделей государств с социальной доминантой характерны следующие существенные признаки:
- относительно
высокая доля ВВП,
- развитие государственных и фирменных систем социальной поддержки граждан;
- высокая доля занятых в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам. В нашей стране доля услуг в структуре ВВП росла прежде всего за счет развития посреднических услуг;
- в целом высокий
уровень производства и
- развитые формы массового удовлетворения социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем (развитие культуры, искусства, просвещения, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, информатики и т.п.);
- приоритетное
развитие нематериального
Цель данной
работы показать в общих чертах основные
положения и принципы бюджетной системы
России в целом и основные показатели
бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить,
на чем основан рост профицита последних
лет и понять, так ли стабильно сегодняшнее
«процветание». А вообще хотелось бы выразить
надежду на дальнейшую социализацию государства
при имеющихся финансовых средствах.
Глава 1
Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ)
Основой современной теории государственных финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство должно, прежде всего, заниматься производством тех благ, которые нерационально (или невозможно) приобретать в индивидуальном порядке. Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России, в соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ, не позднее марта года, предшествующего бюджетному, обязан обратиться с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором определяются приоритеты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.
Бюджетная политика
определяет также стратегию в
области доходов и расходов бюджетов.
Существенный акцент в этой политике сместился
в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов,
что отрицательно сказывается на развитии
инвестиционного процесса в случае снижения
цен на нефть. С помощью бюджетов, так же
как и посредством связанных с ними налогообложения
и налоговых льгот, субсидий и субвенций,
государственных инвестиций, процентных
ставок, государство оказывает регулирующее
воздействие на товаропроизводителей,
а через них и на рынок товаров и услуг,
капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет
и рыночные регуляторы – это две стороны
медали. Так, например, посредством налогов
можно увеличить поступления денежных
средств в бюджет. И тем самым иметь возможность
увеличить государственные заказы, государственные
капиталовложения, социальные расходы
из бюджета и повлиять тем самым на структуру
производства, направления его развития,
эффективность. Таким образом, государственный
бюджет представляет естественное звено
системы государственного регулирования
в рыночной экономике. В рамках бюджетной
системы государство реализует многие
задачи управленческого характера применительно
ко всей территории страны и с учетом возможностей
всей бюджетной системы. Это достигается
в процессе концентрации в централизованных
фондах значительной доли национального
дохода и последующего распределения
бюджетных ресурсов. Составление
и исполнение бюджета
базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления государственной
деятельности, вытекающие из основных
функций государства. Единая бюджетная
классификация представляет собой группировку
доходов и расходов и обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов
всех уровней, она дает возможность
экономического и статистического анализа
доходов и расходов бюджетов
РФ, обеспечивает адресность выделения
финансовых ресурсов.
Доходы бюджета РФ.
Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее время в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней оставляют -30% от ВВП, из них федерального бюджета -16% от ВВП. Прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В условиях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.
Существенное значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами, что находит свое отражение в главах 7 (доходы федерального бюджета), 8 (доходы субъектов федераций), 9 (доходы местных бюджетов) бюджетного кодекса Российской Федерации. Это важно из-за значительной дифференциации регионов страны по производству объема ВВП на душу населения.
В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления.
налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.
безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.
Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции