Государственный бюджет: сущность, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет и понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание». А вообще хотелось бы выразить надежду на дальнейшую социализацию государства при имеющихся финансовых средствах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.
5
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета.
11
Глава 3. Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
18
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

     ∆Y/∆T = - b /(I - b)  

     

     Выражение ∆Y/∆T = - b /(I - b) есть мультипликатор налогов.

     Рис.1. мультипликатор налогов. 1 

     Из  изложенного можно сделать вывод  о том, что налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие  на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных  расходов на его увеличение. Рост налогов  ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к росту ВНП. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

     Снижение  налогов для потребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

     Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных  расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

     Мультипликатор  же сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличения объема равновесного чистого национального продукта (ЧНП) на величину их прироста. Например, государственные расходы (G) и ставка налогов (T) на 20 млрд. долл. вызывает прирост чистого национального продукта на 20 млрд. долл.

     В то же время изменения правительственных  расходов имеют более сильное  воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов  такого же масштаба. Правительственные  расходы имеют прямое воздействие  на совокупные расходы.

     Изменения же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения  дохода после уплаты налогов и  через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора  сбалансированного бюджета раскрывается на рис.2.  

     

     Рис.2. мультипликатор сбалансированного  бюджета. 2

 

      Рассмотрим, когда мультипликатор сбалансированного  бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных  расходов вызовет прирост чистого  национального продукта (ЧНП) на величину, равную прироста объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (MPC), равный ¾, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет снижения дохода после уплаты налогов на 20 млрд. долл. и сокращения потребительских расходов на 15 млрд. долл. . Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд. долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд. . долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Мультипликатор  сбалансированного бюджета действует  вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и  сбережению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, на основе всего вышесказанного можно отметить следующие основные тезисы данной работы:

  • Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Предполагается, что государство обеспечивает потребности граждан услугами, приобретение которых невозможно в индивидуальном порядке.
  • Бюджетная система РФ имеет три уровня, что характерно для федеративных государств. Для унитарных государств характерно двухуровневое строение бюджетной системы.
  • Бюджеты различных уровней не зависят друг от друга и имеют законодательно закрепленные статьи доходов и расходов. Доходы бюджетов всех уровней складываются из поступлений налоговых, неналоговых и безвозмездных дарений, причем за каждым из бюджетов закреплен определенный процент определенных доходов.
  • Разница между доходами и расходами частью составляет профицит (при излишке средств) или дефицит (при их недостатке). Профицит бюджета, законодательно утвержденный в 2004 г. образующийся за счет, в основном, «сверхцен» на нефть позволил ликвидировать огромную государственную задолженность перед внешними кредиторами к 2007 г. и накопить стабилизационный фонд, предназначенный для стабилизации экономики возможного кризисного периода. Сегодня большая часть этих средств вкладывается в иностранный бизнес, а не в отечественную экономику, что негативно сказывается на развитии отечественного производителя.
  • Принципы действия Российской бюджетной системы находят свое отражение в Бюджетном Кодексе РФ, они обязательны для исполнения правительственными структурами.

Однако, на мой  взгляд, несмотря на то, что внешний  государственный долг досрочно погашен, существует ряд негативных моментов в функционировании существующей бюджетной системы. Федеральный бюджет на 2005 г. был принят с профицитом 279 млрд. руб., а исполнен с профицитом, составившим более 1,5 трлн. руб. Аналогично бюджет на 2006 г. был принят с профицитом 776 млрд. руб., который фактически превысил 1,77 трлн. руб. В реализации принципа сбалансированности бюджета реально проявилось противоречие между профицитом как резервом увеличения бюджетных расходов (особенно на социальные цели) и таким качеством профицита, как преднамеренно сокрытые средства для иных, несоциальных по сути, целей. Это было сделано для «олигархизации» бюджетного профицита, который, выходя за рамки бюджетного года, становился оперативно неконтролируемым резервом исполнительной власти для финансовой поддержки дальнейшего сращивания бизнеса и власти. Резерв этот к концу 2006 г. составлял около половины доходов федерального бюджета. Это практически второй бюджет. В одних случаях можно с уверенностью утверждать, что профицит - благо с точки зрения выхода бюджетного процесса за рамки финансового года, т.е. при переходе к бюджетной «трехлетке». В других случаях профицит, имеющий отношение к качеству сбалансированности, вовсе не благо, а резерв для финансового маневра исполнительной власти для покрытия убытков от ошибок и просчетов. При реальной возможности формирования профицита Правительству РФ вменялось в обязанность увеличивать расходы бюджета, в том числе социальные, сокращать масштаб приватизации государственного имущества, использование государственных резервов, снижать налоговые ставки, расширять налоговые льготы и даже отменять налоги. Это создавало бы стимулы экономического роста в интересах социального благополучия граждан. Планирование профицита тормозит экономический рост. Следствием трансформации принципов функционирования бюджетной системы России является «связывание» долговременных (инвестиционных) факторов экономического роста, формирование в виде стабилизационного фонда практически второго (теневого) федерального бюджета без социальной доминанты. Эти проблемы могут быть решены путем возложения на стабилизационный фонд инвестиционной нагрузки.

Список  использованной литературы. 

      1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФА-М, 2008.
      2. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
      3. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
      4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М., 2006.
      5. Экономическая теория. Учебник. / под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
      6. Бухвальд Е., Трухов А. Налогово – бюджетные проблемы муниципального уровня./ Экономист, 2006, №10.
      7. Гончарова Н.В. Налоговый механизм финансового обеспечения систем поддержки населения: раскрытия социального потенциала./ Налоги, 2006, №2.
      8. Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств, теоретический, практический и региональный аспекты./ Деньги и кредит, 2006, №10.
      9. Дмитриева О. Формирование стабилизационных фондов: предпосылки и следствия./ Вопросы экономики, 2006, №8.
      10. Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета./ Финансы, 2004, № 10.
      11. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, П.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА – М, 2002 – 714с.
      12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 520с.
 
 
 
 
 

Приложение 1. 
 

Прогноз доходов федерального бюджета (в числителе  млрд. руб., в знаменателе - % доходов) 
 
 

Показатели  2006 г. 

(оценка)

2007 г.  2008 г.  2009 г. 
Всего доходов  6159,1/100,0 6965,3/100,0 6905,6/100,0 7464,0/100,0
Налог на прибыль организаций  444,4/7,2 571,0/8,2 539,0/7,8 560,2/7,5
ЕСН 310,4/5,0 368,8/5,3 422,1/6,1 475,5/6,4
НДС 1534,5/24,9 2071,8/29,7 2346,8/34,0 3019,4/40,5
Акцизы  107,5/1,7 126,7/1,8 140,1/2,0 155,8/2,1
Налог на добычу полезных ископаемых 1127,7 /18,3 1037,7/14,9 905,4/13,1 806,1/10,8
Внешние таможенные пошлины  1935,9/31,4 1998,8/28,7 1681,8/24,4 1494,1/20,0
Ввозные таможенные пошлины  325,6/5,3 395,3/5,7 475,7 /6,9 559,1/7,5
Прочие доходы 373,1/6,1 395,1/5,7 394,6/5,7 393,7/5,3
 
 
 
 
 
 
 
 

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.114.

    Приложение 2 

      Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы

 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Расходы, всего 
Млрд  рублей
    5463,9
6500,3 7361,9 7998,7
% к расходам всего
    100,0
100,0 100,0 100,0
Темп  роста, % к 2007
    100,0
119,0 134,7 146,4
Общегосударственные вопросы
Млрд  рублей
    808,2
896,4 974,3 1032,4
% к расходам всего
    15,0
13,8 13,2 12,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
110,9 120,6 127,7
Национальная  оборона 
Млрд  рублей
    822,0
957,9 1057,8 1191,2
% к расходам всего
    15,0
14,7 14,4 14,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,5 128,7 144,9
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность
Млрд  рублей
    662,9
769,1 923,7 1000,4
% к расходам всего
    12,1
11,8 12,5 12,5
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,0 139,3 150,9
Национальная  экономика 
Млрд  рублей
    497,2
672,8 753,5 508,5
% к расходам всего
    9,1
10,4 10,2 6,4
Темп  роста, % к 2007
    100,0
135,3 151,5 102,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 
Млрд  рублей
    53,0
56,5 79,2 71,0
% к расходам всего
    1,0
0,9 1,1 0,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
106,6 149,4 134,0
Охрана  окружающей среды 
Млрд  рублей
    8,1
9,4 10,3 11,0
% к расходам всего
    0,2
0,1 0,1 0,1
 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,0 127,2 135,8
Образование
Млрд  рублей
    277,9
310,0 312,3 341,2
% к расходам всего
    5,1
4,8 4,2 4,3
Темп  роста, % к 2007
    100,0
111,6 112,4 122,8

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции