Государственный бюджет: сущность, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет и понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание». А вообще хотелось бы выразить надежду на дальнейшую социализацию государства при имеющихся финансовых средствах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.
5
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета.
11
Глава 3. Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
18
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

5. Сбор и контроль  за поступлениями обязательных  платежей в государственные внебюджетные  фонды осуществляются тем же  органом исполнительной власти, на который Возложены функции  сбора налогов в федеральный  бюджет.

 Бюджеты государственных  внебюджетных фондов имеют закрепленные за ними доходы: соответствующая часть единого социального налога, часть налогов, поступающих в результате применения упрощенной системы налогообложения, а также поступления из федерального и местных бюджетов. Например, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на страхование неработающего населения из местных бюджетов. Как отмечалось выше, все внебюджетные государственные фонды могут получать дотации из федерального бюджета и получать доходы от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.

Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:

- стабильность  доходов от реального сектора  экономики; 

- пропорциональность  роста доходов и расходов;

- динамика доли  текущих и капитальных расходов  в структуре расходов бюджета; 

- соотношение  процентных и непроцентных расходов  в бюджете; 

- наличие сфер (отраслей), финансирование которых  улучшается или ухудшается;

- доля расходов  бюджета на финансирование реального сектора экономики. При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.

Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику основных источников доходов бюджетов и изменение структуры расходов. Бюджетный кодекс не устанавливает ограничений по формированию доходов и расходов всех уровней, однако фактически таким ограничением является объем ВВП. Как правило, доходы и расходы бюджетов всех уровней имеют строго определенную долю в объеме ВВП, которая ежегодно корректируется в связи в нововведениями в бюджетной политике. На 2007 г. были определены параметры консолидированного бюджета. Очевидной является низкая доля расходов консолидированного бюджета в объеме ВВП. Треть (по отношению к ВВП) доходов консолидированного бюджета не в полной мере направлена на финансирование расходов - порядка 5% к ВВП зарезервировано в профиците, который будет частью накапливаемого Стабилизационного фонда, а в дальнейшем - Резервного фонда и Фонда будущих поколений. При профиците федерального бюджета в течение ряда лет, начиная с 2000 г. используются практически все источники покрытия дефицита бюджета для увеличения доходов в целях покрытия расходов по обслуживанию госдолга. В 2006-2009 гг., по прогнозам Минэкономразвития, доходы федерального бюджета с учетом инфляции и сокращения экспорта энергоносителей при снижении мировых цен на них останутся на невысоком уровне и будут составлять 19-20% к ВВП.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

 Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

     Расходы государственного бюджета и его  доходы не всегда совпадают. Если расходы  больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы, и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

     В пользу существования профицита  бюджета традиционно приводятся следующие доводы:

     Во-первых, профицит, частично преобразуемый в  финансовый резерв, позволяет снизить  зависимость экономики от внешних  факторов. В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор.

     Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

     В-третьих, профицит может рассматриваться  как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

     Состояние бюджетного дефицита может быть различным:

     Во-первых, дефицит может возникнуть в связи  с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономического положения, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

     Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда  обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

     В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.

     Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует  деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

     Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются по сути отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший  источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Поэтому последствия бюджетного дефицита и государственного долга так же тесно связаны.

     Рассмотрим  последствия бюджетного дефицита и  государственного долга. Обращение  к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.

     При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.

     Формой  внутреннего долга наряду с обязательствами  перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.

     Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга, как перед банками, так и перед населением, имеют много общего. Такой долг изымает свободные денежные ресурсы и тем самым ведет к удорожанию кредита. Использование займов для вливаний в экономику может перекрыть недостаток инвестиционных ресурсов. Этому может способствовать и политика дешевых денег Центрального банка, целью которой является снижение учетной ставки процента.

     Постоянное  использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

     Именно  с такими проблемами столкнулась  сегодня российская экономика.

     Помимо  экономических последствий государственный  долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

     Дифференциация  населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится еще больше.

     При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его  покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.

     1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

     2. Увеличение налогового бремени.  Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

     3. Превращение дефицита бюджета  в государственный долг. Это происходит  за счет:

     обращения государства за кредитом к национальным банкам;

     превращения кредита во внешний долг при получении  его от иностранных государств;

     выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства  государства выплатить сумму  заимствований денег у населения  с процентами.

     4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

     Рассмотрим  механизм действия мультипликаторов государственных  расходов, налогового и сбалансированного бюджета.

     Важнейшими  составляющими фискальной политики государства являются государственные  расходы и налоги. Государственные  расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального  производства и занятость населения.

     Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

     KG= ∆ВНП/∆G,

     где К - мультипликатор государственных  расходов; ∆ВНП - приращение валового национального продукта; ∆G - приращение государственных расходов.

     Мультипликатор  государственных расходов можно  также определить, используя предельную склонность к потреблению - МРС. В  результате мультипликатор государственных  расходов будет равен:

     KG=∆ВНП/∆G = 1/МРС.

     Следовательно, ∆ВНП = 1/(1 – MPC) x ∆G= KG x ∆G.

     Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих  расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Таким образом, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

     Налоги  составляют основу государственных  регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая  политика - это совокупность мер  правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

     Рассмотрим  рис.1. Если налоговые отчисления снижаются  на ∆T, то располагаемый доход Yd (Yd = Y-T) возрастает на величину ∆Т. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆T x b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У1 до У2 на величину:

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции