Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его принципов и проблем формирования.
Предмет курсовой работы – специфика формирований бюджетных отношений в условиях развития рынка.
Объект – государственный бюджет как инструмент стимулирования экономического развития
Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности построения государственного бюджета
1.1 Понятие и принципы государственного бюджета…................................4
1.2 Структура бюджета и его функции…………………………................8
2.Особенности государственного бюджета РБ
2.1 Анализ доходов государственного бюджета и их
классификация…………………………………………………………….......11
2.2. Понятие государственных расходов, их анализ и формы…………..18
2.3.Бюджетный дефицит, основные виды и способы
финансирования…………………………………………………..................21
3. Эффективность исполнения республиканского и местного бюджета
3.1 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2010года)………………………………………………23
3.2 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2009 года)……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34
Функции бюджета. В качестве таковых выделяются:
Функции
бюджета не всегда осуществимы. Последовательному
их осуществлению обычно препятствуют
не только внутренние социальные противоречия,
разные экономические интересы, но и такие
явления, как инфляция, несвоевременность
принятия бюджета, его хронический дефицит
и т.д. [2, c 309-310]
2. Особенности государственного бюджета Республики Беларусь
2.1 Анализ доходов государственного бюджета и их классификация.
Значительную роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, посредством которого происходит обеспечение реализации программы социально-экономического развития и бюджетно-налоговой политики республики. На формирование государственного бюджета влияют различные социально-экономические факторы, среди которых можно выделить необходимость финансирования общегосударственных республиканских программ, поддержания финансовой устойчивости государственных предприятий и бюджетной системы в целом, поиска дополнительных источников пополнения доходов бюджета и ряд других. Анализу особенностей возникновения и формирования государственного бюджета Беларуси посвящены многочисленные публи-кации ведущих экономистов, которые раскрывают факторы и условия развития бюджета, определяют его закономерности формирования [4, 7, 8]. Вместе с тем существуют ряд недостаточно освещенных вопросов, связанные с оценкой влияние институциональных факторов на формирование доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения их сбалансированности и снижения бюджетного дефицита. Анализ государственного бюджета за период с 2000 по 2009 гг. показал, что доходы и расходы выросли в 20,5 и 19,9 раз соответственно. Однако превышения темпов роста доходов над расходами не позволили сократить бюджетный дефицит. Темпы его роста были менее значительными – 11,8 раз. Доля дефицита госбюджета, финансируемая за счет внутреннего финансирования снижалась за данный период и к 2009 г. сократилась до 29,2%. Финансирование а счет внешних займов увеличилась с 21% до 70,8%.
Основным источником формирования доходов государства по-прежнему остаются налоговые поступления. Увеличение налоговых доходов связано с ростом налоговой ставки, расширением налоговой базы. Ставки налогов за последний период практически не изменялись, однако увеличивался круг налогоплательщиков, происходит сокращение предоставляемых налоговых льгот, а также сокращается количество уплачиваемых налогов и сборов за счет отмены малоэффективных отчислений.
За анализируемый период статьи расходов государственного бюджета изменяются незначительно в зависимости от приоритетных направлений бюджетно-налоговой политики государства. Приоритетными направлениями финансирования остаются социальная политика, общегосударственные расходы, расходы по финансированию отраслей национальной экономики, здравоохранения, образования.
Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2000-20009 гг., можно определить основные особенности его развития:
- Усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, что выражается, например, включенностью различных фондов целевого назначения в государственный бюджет.
- Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.
- Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов
бюджета.
- Устойчивый рост бюджетного дефицита и государственного долга, а также преобладание внешних источников их финансирования.
Таким образом, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:
- Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;
- Проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);
- Совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.
Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
- Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, а также роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.
- Разработать и усовершенствовать механизм предоставления адресных субсидий для населения и организаций.
- Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование; расширение действия рыночных механизмов в реальном секторе экономики с постепенной отменой дотаций. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов физических и юридических лиц. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Материальной
основой доходов
Государственные
доходы как экономическая категория
присущи любой общественно –
экономической формации. Они базируются
на финансовых взаимоотношениях между
участниками бюджетного процесса. Государственные
доходы выражают отношения распределения
и перераспределения
Государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций. К внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.
Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы также оказывают: сложившаяся экономическая и социальная ситуация; политика и приоритеты развития общества на данном этапе; стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако, в любом случае, главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета.
Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, такие методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов и как следствие – увеличение поступлений. В этом заключается фискальная и стимулирующая функция доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, за ймы, эмиссии. Соотношение между данными методами неодинаково в разные периоды развития страны.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:
Доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на следующие группы:
К налоговым поступлениям относятся: налоги на доходы и прибыль; налоги на фонд заработной платы; налоги на товары и услуги; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности; другие налоги; сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.
В условиях перехода к рыночной экономике удельный вес налоговых поступлений в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает занимает доминирующее положение ( более 75%). Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50%, а с 2004 года, с включением в республиканский бюджет средств фонда социальной защиты населения – более 30% доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов ( без учёта безвозмездных поступлений).
Следует отметить, что в странах с развитой экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций.
Наша страна, как и другие страны с переходной экономикой, значительную часть доходов бюджета формирует путём взимания косвенных налогов – НДС, акцизов. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильными источником поступлений в бюджет.
Относительно быстро перейти к системе прямого налогообложения не позволяют три основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины; значительный объём теневой экономики; низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.
Взносы на государственное социальное страхование включают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.
Неналоговые доходы включают обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушения законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических и физических лиц. Они подразделяются на следующие подгруппы: доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, административные штрафы и экономические санкции, удержания, прочие неналоговые доходы.
К
безвозмездным поступлениям относятся
необязательные и добровольные поступления
от иностранных государств, международных
организаций, а также поступления от других
уровней государственного управления
на осуществление текущих и капитальных
расходов в области государственного
управления. Они подразделяются на следующие
подгруппы: безвозмездные поступления
от иностранных государств, безвозмездные
поступления от других уровней государственного
управления. Безвозмездные поступления
включают передачу средств из одного бюджета
в другой как для осуществления определённых
расходов, так и для сбалансирования нижестоящего
бюджета.[10, c.43-36]