Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его принципов и проблем формирования.
Предмет курсовой работы – специфика формирований бюджетных отношений в условиях развития рынка.
Объект – государственный бюджет как инструмент стимулирования экономического развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности построения государственного бюджета
1.1 Понятие и принципы государственного бюджета…................................4
1.2 Структура бюджета и его функции…………………………................8
2.Особенности государственного бюджета РБ
2.1 Анализ доходов государственного бюджета и их
классификация…………………………………………………………….......11
2.2. Понятие государственных расходов, их анализ и формы…………..18
2.3.Бюджетный дефицит, основные виды и способы
финансирования…………………………………………………..................21
3. Эффективность исполнения республиканского и местного бюджета
3.1 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2010года)………………………………………………23
3.2 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2009 года)……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

newе.docx

— 215.62 Кб (Скачать документ)

     2.2. Понятие государственных расходов, их анализ и формы

     Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и  использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

     Специфика общественного назначения бюджетных  расходов заключается в обеспечении  финансирования государственной деятельности экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывают финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

     Расходы государства могут производиться  в виде финансирования отдельных  учреждений, мероприятий и путём предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остаётся бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определённого уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающимися от выделения ссуд и кредитов.  Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако этот принцип не означает отсутствия контроля за рациональным  использованием средств со стороны государства.

     Формы расходов бюджета

     Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

  • расходы на функционирование бюджетных организаций;
  • бюджетные трансферты населению;
  • субсидии организациям и физическим лицам;
  • бюджетные трансферты за границу;
  • межбюджетные трансферты;
  • расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
  • бюджетные ссуды, бюджетные займы;
  • бюджетные кредиты;
  • расходы на обслуживание долговых обязательств;
  • другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством [11].

     Расходной частью республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

     В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных  фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

     Общий размер резервных фондов в республиканском  бюджете не может превышать 2 процентов  доходов республиканского бюджета  без учета государственных целевых  бюджетных фондов и безвозмездных  поступлений из других бюджетов.

     Размер  резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных  Советов депутатов о бюджете  на очередной финансовый год и  не может превышать 1 процента доходов  местных бюджетов без учета государственных  целевых бюджетных фондов и безвозмездных  поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

     Средства  резервных фондов Правительства  Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.

     Расходование  средств резервного фонда Правительства  Республики Беларусь устанавливается  решениями Правительства Республики Беларусь, резервных фондов местных  исполнительных и распорядительных органов – решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

     Правительство Республики Беларусь либо по его поручению  Министерство финансов ежеквартально  информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств  резервного фонда Правительства  Республики Беларусь.

     Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют  соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств  резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов. [ 6, 7,8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Бюджетный дефицит, основные виды и способы финансирования

     Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные  расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

     Основные  виды бюджетных дефицитов

     Циклический дефицит госбюджета – результат  действия встроенных стабилизаторов. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду

циклических колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных  странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

     Способы финансирования дефицита государственного бюджета

     Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

      - Монетизация бюджетного дефицита;

      - Внешнее долговое финансирование;

      - Внутреннее долговое финансирование .[10, c.47-50]

        

 

     3. Эффективность исполнения  республиканского и местного бюджета

     3.1 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.( январь – сентябрь 2010года)

     С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год  утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете  государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

     В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные  на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП  сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года.( рис.3.1)

     

     Рис 3.1 Динамика поступления доходов  консолидированного бюджета 

     Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость  – на 19,5%, налога на прибыль –  на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении.

     Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности, табл.( 3.2.)

     Таблица 3.2. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2009-2010г.%

     Показатели        2009 год      2010 год
     1. Налоговые доходы - всего      89,0      91,3
     в том числе:              
     Налоги  на доходы и прибыль         21.2      24.3
     в т.ч. - подоходный налог      9.6      10.7
     Налоги  на собственность      3.6      3.8
     Налоги  на товары и услуги      43.9      46.6
     в т.ч. - НДС      26.7      32.4
     - акцизы      7.9      9.2
     Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности      15.6      11.3
     2. Неналоговые доходы      10.8      8.5
     3. Безвозмездные поступления      0.2      0.2
     Итого доходов      100      100
 

     Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению  с началом года на 29,6%, по сравнению  с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение  недоимки к скользящим годовым доходам  консолидированного бюджета сократилось  с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.

     Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики». Наиболее значительно (в  реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы  на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.

     Рост  расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. За девять месяцев  текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств  больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом  по разделу «Социальная политика»  в январе-сентябре 2010 года в структуре  расходов консолидированного бюджета  увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта,( рис. 3.3.)

     

     Рисунок 3.3 Структура расходов консолидированного бюджета

     В расходах консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 74% в общих  расходах, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и  служащих в бюджетном секторе  и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

     Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных  средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

Информация о работе Государственный бюджет