Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его принципов и проблем формирования.
Предмет курсовой работы – специфика формирований бюджетных отношений в условиях развития рынка.
Объект – государственный бюджет как инструмент стимулирования экономического развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности построения государственного бюджета
1.1 Понятие и принципы государственного бюджета…................................4
1.2 Структура бюджета и его функции…………………………................8
2.Особенности государственного бюджета РБ
2.1 Анализ доходов государственного бюджета и их
классификация…………………………………………………………….......11
2.2. Понятие государственных расходов, их анализ и формы…………..18
2.3.Бюджетный дефицит, основные виды и способы
финансирования…………………………………………………..................21
3. Эффективность исполнения республиканского и местного бюджета
3.1 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2010года)………………………………………………23
3.2 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2009 года)……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

newе.docx

— 215.62 Кб (Скачать документ)

     В январе-сентябре 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит  составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов  республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.

     Доходы  республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы  республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

     Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечено за счет поступлений  налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль  в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника  доходов республиканского бюджета  составил 14,9%.

     В январе-сентябре текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы  по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу  «Национальная экономика» сократилось  на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем  прошлого года.

     В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.

     В текущем году бюджетно-финансовая и  налоговая политика ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения  благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение  безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.[18] 
 
 

     3.2 Особенности исполнения  республиканского  и местного бюджета.( январь – сентябрь 2009 года)

     Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

     Объем ВВП в январе-сентябре 2009 года составил 99,7% к уровню января-сентября 2008 года, производство промышленной продукции  – 95,5%, сельского хозяйства – 102,4%, инвестиций в основной капитал – 114,5%, объем внешней торговли товарами и услугами – 61,9%. Инфляция на потребительском  рынке за девять месяцев составила 107,9%.

     Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.   В январе-сентябре 2009 года в консолидированный бюджет поступило 44 771,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН).  В реальном выражении это на  18,1%  меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за январь-сентябрь 2008 г., приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 44,8% (в январе-сентябре 2008 года – 51,2%).

     Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 44,3%. При этом 19,6% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,9% всех доходов консолидированного бюджета, табл. Таблица 2. 
 
 
 
 
 

Таблица 2 

     Динамика  структуры доходов консолидированного бюджета

     за  январь-сентябрь  2008-2009 гг., % 

Показатели январь-сентябрь

2008

январь-сентябрь

2009

     1. Налоговые доходы - всего 71,2 65,5
в том  числе:    
  • Налоги на доходы и прибыль
17,0 15,6
             в т.ч.  -  подоходный налог 5,9 7,1
  • Налоги на собственность
3,1 2,7
  • Налоги на товары и услуги
31,7 32,3
             в т.ч.  - НДС 17,8 19,6
                       - акцизы 6,1 5,8
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности
15,5 11,5
      2.Взносы на государственное социальное страхование 21,7 25,9
      3. Неналоговые доходы 7,1 8,6
               Итого доходов    100,0 100,0
 

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2009 года профинансированы  в сумме 44 805,9 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 465,7 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 8,6%.

     В условиях воздействия на экономику  страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в  области политики расходов бюджета  в  2009 году являются сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора  экономики и реализация программы  жилищного строительства.

     При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с январем-сентябрем 2008 года расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 0,9%. Значительная часть  расходов бюджета по этому разделу  была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов за девять месяцев текущего года возросли более чем в 1,4 раза в реальном выражении по сравнению с тем же периодом 2008 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2009 года в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,4%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 2,8 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно января-сентября прошлого года сократились в реальном выражении.

     Ресурсы бюджета на государственную поддержку  предприятий, главным образом, направлены на наиболее эффективный ее вид –  на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применяется в отношении  не всех предприятий,  а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

     В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года были ограничены расходы бюджетных организаций  на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных  организациях. В результате текущие  расходы консолидированного бюджета  за девять месяцев 2009 года были на 14,4% ниже уровня того же периода 2008 года. В структуре  расходов бюджета в разрезе экономической  классификации текущие расходы  занимали 75,3%, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и  служащих и начисления на нее – 19,5%, субсидии и текущие трансферты – 41,3%, обслуживание государственного долга  – 1,7%.

     В текущем году сокращены расходы  на приобретение товаров длительного  пользования и капитальные ремонты, на финансирование  государственной  инвестиционной программы, обеспечив  при этом  первоочередное финансирование объектов, которые запланировано  ввести в действие в текущем году. В целом капитальные расходы  за девять месяцев 2009 года профинансированы на 24,4% меньше соответствующего периода  2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 15,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 11,2% всех бюджетных расходов.

     В январе-сентябре 2009 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 34,5 млрд. рублей, или 0,03% к ВВП  (за январь-сентябрь  2008 года  профицит  составлял 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3%  к ВВП).

     Расходы консолидированного бюджета (без учета  ФСЗН) в январе-сентябре 2009 года сложились  на 50,7% из  расходов республиканского бюджета и 49,3% - расходов местных  бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в январе-сентябре 2009 года составил 64,9%.

     Доходы  республиканского бюджета за девять месяцев текущего года с учетом Фонда  социальной защиты населения составили 33 215,2 млрд. рублей, расходы – 32 049,3 млрд. рублей, профицит – 1 165,9 млрд. рублей (1,2% к ВВП).[ 18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Формирование  и развитие бюджета непосредственно  связано с развитием государства. Используя бюджет государство непосредственно  воздействует на национальное воспроизводство, регулирует  стимулирует экономический рост. Определяя бюджетную политику, государство отдаёт предпочтение тем или другим из них в зависимости от задач конкретного периода. При этом достигается не только обеспечение доходами предусмотренных мероприятий, но и корректирование рыночного механизма, предупреждение возможных негативных последствий действия стихийных рыночных сил, стабилизация экономических и социальных процессов. С развитием государства и его функций возрастает роль бюджета. Расширяется сфера бюджетных отношений за счёт вовлечения в неё новых участников бюджетного процесса, разрабатываются новые формы и методы бюджетного регулирования в условиях рыночных преобразований. Однако не все проблемы сегодня решены. Для создания высокоэффективной системы бюджетного регулирования, направленной на стабилизацию социально-ориентированной рыночной экономики требуется дальнейшее реформирование бюджета с учётом происходящих в обществе социально-экономических процессов. Оно должно включать:

  • Реформирование системы государственных доходов, обоснование доходной части бюджета на основе единой комплексной налоговой системы, ориентированной на покрытие общегосударственных потребностей в оптимальных размерах и стимулировании высокоэффективной рыночной экономики, совершенствование структуры платежей в бюджет.
  • Оптимизацию расходной части бюджета на базе использования программно-целевого метода для улучшения структуры расходов посредством увеличения темпов роста высокоэффективных вложений на приоритетные направления.
  • Повышение качественного уровня бюджетного планирования, реформирование межбюджетных отношений, применение эффективных форм и методов внутрибюджетного регулирования.
  • Сокращение дефицита государственного бюджета и обеспечение покрытия его решающей доли за счёт выпуска его расходов от операций с ценными бумагами и других внутренних источников.

      В процессе работы проведены следующие  исследования: рассмотрена сущность и функции государственного бюджета, проведен анализ структуры доходов бюджета; описана эффективность исполнения бюджета.[15,16] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  использованных источников 

1.   Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело  и Сервис",  2000, 416 с.

2. Макроэкономика ( Экономическая теория, часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений – Мн: “ООО ФУАинформ”, 2004, 308-316 с.

3.Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез",  1999, 336 с.

4. Мельникова Н.А. Бюджетная и налоговая системы Республики Бела

Мн.: БГУ, 2005. 

5.  Налоги в Республике Беларусь / Под ред. Д.  Гюрджан. – Мн., 2003.

6.  Налоги и налогообложение / Под общ. ред. Н.Е.Зайц, Т.Е.Бондарь

БГЭУ, 2007.

7.  Налоговый механизм: теория и практика / Под ред. С.И.Адаменково

2007.

8.  Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. – Мн.: Б

Информация о работе Государственный бюджет