Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа
Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.
Введение........................................................................................................................2
Глава 1. Государственный долг
1.1 Понятие государственного долга...........................................................................3
1.1.1 Классификация государственного долга.......................................................4
1.2 Государственный долг при отсутствии экономического роста и инфляции...........7
1.3 Государственный долг в условиях экономического роста при
отсутствии инфляции................................................................................................7
1.4 Государственный долг в условиях экономического роста и инфляции.................8
Глава 2. Последствия Государственного долга
2.1 Влияние государственного долга на развитие экономики
современной России.................................................................................................9
2.2 Долг Российской федерации...............................................................................11
2.3 Способы стабилизации государственного долга и методы управления им...........14
Заключение...................................................................................................................21
Список используемой литературы.................................................................................23
Приложение 1...............................................................................................................24
Приложение 2...............................................................................................................26
Приложение 3..........................................................................................................................27
Приложение 4..........................................................................................................................28
Важнейшим
критерием для принятия решения
об использовании того или иного
средства платежа должно выступать
соотношение их цен, как в момент
платежа, так и в прогнозируемой перспективе.
Рациональная стратегия заключается в
том, чтобы в качестве средств платежа
использовать в первую очередь активы,
более дорогие в данный момент, но дешевеющие
в перспективе. Использование активов,
дешевых в настоящее время и дорожающих
в перспективе, целесообразно откладывать
до более позднего времени.[7,12]
1.2 Государственный
долг при отсутствии
Если представить первичный бюджетный дефицит в текущем периоде (бюджетный дефицит без учета процентных выплат по государственному дол гу) как превышение государственных расходов (G) над чистыми налоговыми поступлениями (Т), сумму накопленной к данному моменту задолженности правительства (В), реальную процентную ставку (г), а процентные выплаты по государственному долгу (гВ), тогда прирост государственной задолженности (∆В) в результате нового займа составит
∆В
= G−Т +rВ.
Если государственный бюджет имеет излишки (профициты), правительство оплачивает часть существующего долга или накапливает активы (∆В < 0). В тех редких случаях, когда активы правительства уже превышают пассивы (В < 0), оно может накапливать и богатство.
Выражение
(1) показывает, что даже если первичный
бюджет сбалансирован
(G — Т = 0), долги «подпитывают» сами
себя: правительство занимает деньги для
того, чтобы оплатить проценты по существующему
долгу, который реально увеличивается
в текущем периоде на величину
rВ. Из выражения (1) следует, что в случае
сбалансированного бюджета при отсутствии
экономического роста и инфляции ∆В
= rВ или ∆В/В = r, т. е. государственный
долг растет со скоростью r.[10,88]
1.3 Государственный
долг в условиях экономического роста
при отсутствии инфляции
Если в той или иной стране долговой процесс приобретает взрывной характер и соотношение долг/ВВП постоянно увеличивается, необходимо проведение политики, направленной на стабилизацию или сокращение показателя долг/ВВП. В то же время соотношение долг/ВВП может оставаться неизменным или даже уменьшаться при увеличении государственного долга, если темпы роста ВВП оказываются выше, чем реальная процентная ставка, определяющая скорость роста долга. Когда темп экономического роста (g)(g=∆Y/Y) превышает реальную процентную ставку (r), сбалансированному первичному бюджету соответствует сокращение соотношения долг/ВВП. Когда реальная процентная ставка обгоняет темпы экономического роста, увеличение долга становится взрывоопасным, поскольку весь прирост реального ВВП уходит на оплату процентов по обслуживанию долга.
Покажем, как изменяется соотношение долг/ВВП (∆B/Y)) при отсутствии инфляции.
Разделим обе части уравнения (1) на Y. Тогда получим следующее выражение:
∆B/Y = (G - T)/Y + rB/Y.
Известно, что
∆( B/Y) = (∆BY - ∆YB)/Y2 = ∆B/Y – (∆Y/Y) • (B/Y),
отсюда
∆( B/Y) = (G – T)/Y + rB/Y – (∆Y/Y) • (B/Y).
Так как ∆ Y/Y представляет собой темп экономического роста g:
Таким образом, динамика соотношения долг/ВВП зависит от следующих факторов:
-величины первичного дефицита госбюджета (G – T)/Y;
-темпов роста реального ВВП (g);
-величины
реальной ставки процента (r).[10,89]
1.4 Государственный
долг в условиях
Правительство
может при определённых условиях
допустить частичное
Термин «сеньораж» происходит от средневекового «феодал, сеньор». В средние века только крупные феодалы имели право чеканить золотые монеты и определять их весовое содержание. Если реальное весовой содержание монеты не соответствовало указанному на ней номиналу, феодал, по сути, получал в распоряжение дополнительные средства, которые ему ничего не стоили. По аналогии, современный сеньораж позволяет правительству, пользуясь монопольным правом Центрального банка, получать даром деньги и обменивать их на товары и услуги, как если бы оно попросту отбирало эти товары и услуги.
Сеньораж представляет собой один из способов финансирования дефицита бюджета. Увеличение денежной базы на величину ∆MB дает в руки правительства реальную сумму ∆МВ/Р, освобождая его при этом от необходимости выплачивать долг и обслуживать задолженность, поскольку на денежную базу ему не нужно платить проценты:
∆В + ∆МВ/Р = G — Т + rВ. (3)
Однако сеньораж через денежный мультипликатор приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к усилению инфляции.[10,90]
2. Последствия
Государственного долга
2.1 Влияние
государственного долга на
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около двух третьих всего рынка1.
Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции (в виде прямых и портфельных инвестиций), золотовалютные резервы и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
Воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долгосрочном периоде характеризуют следующие результаты:
а) происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска.
б) усиливается
налоговый пресс для
в) возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.
Внутренний государственный долг РФ регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов. К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.
Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.
Существование
рынка внутреннего долга не является
уникальным случаем в мировой практике
- практически все страны мира, где финансовая
сфера присутствует в более или менее
оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные
очертания финансовых рынков, выпускают
государственные ценные бумаги.
2.2 Долг
Российской Федерации
В период с 1992 по 1995 г. Россия не имела выхода на международные рынки капитала и получала кредиты в основном из официальных источников. В 1993 г. МВФ и Всемирный банк стали предоставлять России кредиты при условии выполнения ею согласованной экономической программы. Последний раз средства МВФ были выделены России в августе 1998 г., после чего общая сумма долга Российской Федерации международным финансовым организациям достигла 25,4 млрд долл.
Наличие значительных запасов полезных ископаемых обеспечивал постоянный приток валюты в страну. В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ полагают, что данный критерий не является самодостаточным, поскольку правительство также должно иметь возможность направить часть доходов от экспорта на выплату внешних долгов. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадал с долей налоговых поступлений в российском валовом доходе.
Правительством России на 2010-2012гг разработана новая политика в области государственного долга2, направленная на:
-обеспечение
сбалансированности федерального бюджета
при сохранении достигнутой в последние
годы высокой степени долговой устойчивости;
-развитие национального рынка государственных
ценных бумаг;
-активное использование инструмента
выдачи государственных гарантий Российской
Федерации.
Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 –2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке. По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году – 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей. Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет. В 2010 – 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 12,0-13,0% и 13,0-13,5% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году – 487,3 млрд. рублей и в 2012 году – 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году.
Информация о работе Государственный долг и его экономические последствия