Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Государственный долг – достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Он играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1. Государственный долг.
1.1.Сущность и содержание государственного долга… 4
1.2.Влияние государственного долга на экономику страны………………………………………..9
Глава 2. Изменения государственного долга
2.1.История развития государственного долга РФ………………..20
2.2.Современное состояние государственного долга в РФ…………………………………………………………….26
2.3.Управление государственным долгом
Глава 3. Пути снижения государственного долга РФ
3.1. Перспективы погашения долга
Заключение …………………………………………………...……………….36
Список использованной литературы……………………………………………………….……………38

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг и его влияние на экономику.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

При рассмотрении вопроса финансового  вытеснения следует учитывать целевое  использование обоих выпусков, как государственных, так и корпоративных. Далеко на всегда государство заимствует только для рефинансирования долгов или «латания» бюджетных дыр, а частный сектор - исключительно для развития национальной экономики. Нередки ситуации, когда государство размещает выпуск облигаций для модернизации коммунального хозяйства, развития транспорта, строительства магистралей, а некий крупный промышленный комбинат с отсутствующей системой риск-менеджмента выпускает junk bonds2.

Нейтральное влияние государственного долга

По  Д. Рикардо, влияние налогов и  государственных займов на экономику  совершенно одинаково. Он считал, что  снижение налогов  и дефицит в  настоящий момент времени потребует  повышения налогов в будущем. Ввиду этого эмиссия государственных облигаций на фоне неувеличения налогов не ослабляет налогового бремени, а только откладывает его рост. В будущем оно возрастает из-за необходимости погасить долг.

Ключевым  моментом подхода является допущение, что после приобретения дополнительного тиража государственных облигаций домохозяйства учтут, что в будущем правительству придется увеличить налоги для выплаты процентов по дополнительному займу, а также для его погашения. Будущий прирост налогов заставит домохозяйства увеличить не потребление и инвестиции, а сбережения. Прирост госдолга, точно так же, как и прирост налогов. Не увеличивает благосостояния домохозяйств.

При увеличении налогов потребление  домохозяйств снижается из-за снижения располагаемого дохода, а при увеличении государственного – из-за увеличения сбережений, на которые идут домохозяйства в ожидании увеличения налогов в будущем.

Прирост государственного долга и отказ  от повышения налогов увеличивают  благосостояние домохозяйств в краткосрочном  периоде. Увеличение потребления или инвестиций домохозяйств, происходящее в момент прироста государственного долга, приведет к росту национального дохода. Ввиду этого необходимо признать положительное влияние государственного долга на экономику в краткосрочном периоде.

Долгосрочное влияние государственного долга.

В отношении  долгосрочного влияния государственного долга на национальную экономику  большинство экономистов выделяют долговое бремя, возложенное на будущие  поколения, и рост ставки процента.

Важным  показателем также является ставка доходности по государственным облигациям. Когда Центробанк понижает ставку, повышается спрос на активы данной страны, увеличиваются покупки государственных облигаций, что постепенно приводит к снижению их доходности. И, наоборот, после повышения ставки Центробанком или во время сильных ожиданий роста ставки, на фондовых рынках начинаются продажи. Соответственно, постепенно растет  доходность госбумаг. Так, доходность гособлигаций следует за ставкой процента, то опережая, то отставая от нее. Доходность государственных облигаций и учетная ставка взаимозависимы.

Таким образом, прирост государственной  задолженности, даже длительный, не приводит к росту процента.

Под бременем долга – основным негативным проявлением государственного долга  в долгосрочном периоде принято считать, что настоящее поколение, пользующееся благами неувеличения налогов и прироста государственного долга, «перекладывает» тяжесть погашению и увеличению налогов на будущие поколения.

Однако, в долгосрочном периоде наряду с  отрицательным воздействием возможны случаи и положительного влияния государственных облигаций. Владельцы долгосрочных облигаций в текущем моменте могут оставить их в наследство своим детям. Будущее поколение получит часть последних купонных платежей и, главным образом, сумму основного долга. Если необходимости в увеличении налогов для погашения облигаций нет, то данная ситуация является ярким примером  положительного влияния государственного долга на будущие поколения.

Глава 2. Изменения государственного долга

2.1. История государственного долга России

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в  Голландии. За последующие два с  половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:

· краткосрочные;

· долгосрочные;

· бессрочные;

Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался  от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При  обсуждении государственной росписи  не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным  долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда с целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги  своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате, облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками. Теперь подойдём к более не далёким годам. Так в 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.

Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать  свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия  урегулирования задолженности перед  Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.

Согласно  введенному в 1994г. порядку формирования российского государственного бюджета  все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.

 

2.2. Современное состояние государственного  долга РФ

Вплоть  до осени 2008 г. проблема дефицитного  финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным  долгом оставалась в тени. Однако масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса, но и реализацию ее структурного реформирования.

Как следствие, претерпела корректировку и позиция государства в отношении предельного объема внутреннего и внешнего государственного долга. Так, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. увеличен на 219 млрд. руб. до 2338,3 млрд. руб., верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. был определен в размере 41,4 млрд. дол3., что на 0,8 млрд. дол. Больше фактического размера внешней задолженности на 1 января 2009 г.

В связи  с ожидаемым существенным дефицитом  федерального бюджета в 2009г. до 7,7 % ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако в условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных долговых инструментов станет особенно затруднительным, что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований. В целом, суммарный объем государственного долга в 2010 году и среднесрочной перспективе планируется удержать в пределах 16% ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира.

Таким образом, уже в 2010 г. заимствования как один из источников дефицитного финансирования государственных расходов (в отличие от налогового) станет основным, а возрастающий государственный долг несомненно, должен стать одним из доминирующих инструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики