Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Государственный долг – достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Он играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1. Государственный долг.
1.1.Сущность и содержание государственного долга… 4
1.2.Влияние государственного долга на экономику страны………………………………………..9
Глава 2. Изменения государственного долга
2.1.История развития государственного долга РФ………………..20
2.2.Современное состояние государственного долга в РФ…………………………………………………………….26
2.3.Управление государственным долгом
Глава 3. Пути снижения государственного долга РФ
3.1. Перспективы погашения долга
Заключение …………………………………………………...……………….36
Список использованной литературы……………………………………………………….……………38

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг и его влияние на экономику.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Этот  вариант предполагает достаточно жесткие  условия отбора претендентов на списание долгов. Существует несколько критериев  для указанной процедуры. Так, например, в соответствии с неаполитанскими  соглашениями промышленно развитых стран мира, страна-кандидат на списание должна удовлетворять одному из следующих двух условий: ВВП на душу населения не превышает 500 долл. США в год, или отношение приведенной стоимости долга к ежегодному объему экспорта превышает 350%. Кроме того, в течение трех лет программа экономического развития таких стран должна быть согласована с МВФ и Парижским клубом кредиторов и их правительствам необходимо достигнуть консенсуса с основными кредиторами по вопросу реструктуризации иных категорий долга.

В случае выполнения всех этих условий государство может рассчитывать на списание 67% своей внешней задолженности.

В качестве других критериев рассматривается  возможность использования следующих  показателей: приведенная стоимость  долга должна превышать 280% от налоговых  сборов, отношение годового экспорта к ВВП должно превышать 40%, отношение налоговых сборов к ВВП - более 20%. Дополнительным условием, позволяющим рассматривать процедуру списания долга в ускоренном порядке, является ситуация на мировых товарных рынках. Так, если экономика страны в значительной степени зависит от экспорта двух или трех видов природных ресурсов и при этом их цены достигли исторических минимумов, то это государство может рассчитывать на определенное улучшение условий списания своей задолженности. Действие тех или иных факторов обусловливает вероятность уменьшения долгового бремени вплоть до 80% от его первоначального объема.

Вместе  с тем процедура списания зачастую сталкивается с определенными препятствиями  со стороны некоторых государств-кредиторов, не преследующих никаких глобальных политических интересов, - к таким странам относятся, например, Нидерланды, Скандинавские страны. Для данных государств в качестве основного приоритета выступает получение от проведения подобных акций максимальной экономической прибыли. Именно поэтому случай каждого государства досконально изучается, а процесс списания долга идет достаточно медленно.

На  данный момент в числе претендентов на списание долга числятся преимущественно  африканские (Нигер, Чад и т.д.), а  также некоторые латиноамериканские (Никарагуа, Гондурас, Боливия) и азиатские (Вьетнам) страны.

Альтернативные  стратегии снижения долгового бремени

В зависимости  от величины отклонения фактических  чистых платежей по внешнему долгу (ЧПВД) от полных платежей, соответствующих их официальному графику (ГП) - независимо от того, является ли он оригинальным или выработанным в результате реструктуризации, - можно выделить шесть вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга следующими характеристиками:

  1. ЧПВД превышают платежи по графику;
  2. ЧПВД равны платежам по графику;
  3. ЧПВД меньше платежей по графику, но больше процентных платежей;
  4. ЧПВД равны процентным платежам;
  5. ЧПВД меньше процентных платежей, но больше нуля;
  6. ЧПВД равны нулю или меньше нуля.

Нетрудно заметить, что критерием классификации в этом случае выступает удельный вес ЧПВД в полных платежах по внешнему долгу (ППВД). В первых двух вариантах ЧПВД совпадают с ППВД. При переходе к 3 и последующим вариантам управления долгом доля ЧПВД в ППВД последовательно снижается, становясь равной нулю (или отрицательной величиной) в 6 варианте. Одновременно с этим при переходе от 1 и 2 вариантов управления внешним долгом к 6 доля бюджетных доходов в источниках средств для проведения платежей снижается, а доля финансирования повышается.

 

 

 

 

 

 

Варианты  управления внешним долгом в зависимости  от величины фактических чистых платежей по внешнему долгу и их источников

Варианты 

Отклонения фактических ЧПВД от платежей по графику (ПГ)

Источники средств для

Последствия для размеров номинального объема долга (НОД)

процентных платежей (ПП)

погашения основного долга (ПОД)

полных платежей по внешнему долгу (ППВД)

1

ЧПВД >ПП + ПОД    

БД 

БД 

БД 

Быстрое сокращение

2

ЧПВД =ПП+ ПОД 

БД 

БД 

БД 

Сокращение 

3

ПП < ЧПВД <ПП+ ПОД 

БД 

БД, Ф 

БД,Ф

Медленное сокращение

4

чпвд=пп

БД 

Ф

БД,Ф 

Стабилизация 

5

0<ЧПВД<ПП 

БД,Ф 

Ф

БД,Ф 

Увеличение 

6

ЧПВД<0

Ф

Ф

Ф

Быстрое увеличение


 

Сокращения  ЧПВД - чистые платежи по внешнему долгу, ПП - процентные платежи, ПОД - погашение основного долга, БД - бюджетные доходы, Ф – финансирование

Оценку сравнительных  преимуществ каждого из представленных вариантов можно сделать исходя из издержек их проведения и последствий  их осуществления для размеров номинального объема долга. Поскольку финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, то при последовательном переходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения платежей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последовательно возрастают.

Альтернативные  средства платежа

Предлагаемые  для использования в операциях  по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом : 1 - наличные денежные средства; 2 - государственные ценные бумаги; 3 - корпоративные ценные бумаги; 4 - товарные поставки; 5 - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 6 - иные государственные активы. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.

 

 

 

 

Средства  платежа по внешнему долгу и их источники

Варианты 

Средства платежа 

Источники

1

Наличные  денежные средства

Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества  собственности (приватизация) государственные  займы внутренние, в том числе  кредиты Центрального банка внешние 

2

Государственные ценные бумаги

Эмиссия нового государственного долга

3

Корпоративные ценные бумаги

Государственные компании и принадлежащие государству  доли в частных компаниях 

4

Товарные  поставки

Государственные закупки 

5

Долговые  обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)

Платежи российских заемщиков 

6

Иные  государственные активы

Иные  государственные права (государственный  земельный фонд и др.)


С этой точки  зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа  по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе6.

Одним из примеров очевидно неоптимального использования  государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованной литературы:

  1. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование.//Экономист. 2008. №8.
  2. Хейфец Б.А. Долговая политика России: антикризисные новации.//Банковское дело. 2010. №1.
  3. Мартьянов А.В. Воззрения классических экономистов на государственный долг.//Финансы и кредит. 2008. №21.
  4. Российский статистический ежегодник. 2009.
  5. Сайт Центрального Банка Российской Федерации.// www.cbr.ru.
  6. Сайт Министерства финансов Российской Федерации.// www.minfin.ru.
  7. Сайт рефератов.// http://www.bestreferat.ru/referat-37099.html
  8. Финансы: Учебник. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. Москва, Юрайт. 2007.
  9. Шуляк П.П., Белотелова Н.П. Финансы: учебное пособие, 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация. 2006.

 

1Бюджетный Кодекс РФ, ст. 97.

2 Мусорные облигации, выпускаемые компанией с плохим финансовым состоянием.

3 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ.

4 По данным Банка России.

5 Вавилов А.П. «Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления»

6 Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)




Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики