Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа
Государственный долг – достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Он играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.
Введение………………………………………………………..
Глава 1. Государственный долг.
1.1.Сущность и содержание государственного долга… 4
1.2.Влияние государственного долга на экономику страны………………………………………..9
Глава 2. Изменения государственного долга
2.1.История развития государственного долга РФ………………..20
2.2.Современное состояние государственного долга в РФ…………………………………………………………….26
2.3.Управление государственным долгом
Глава 3. Пути снижения государственного долга РФ
3.1. Перспективы погашения долга
Заключение …………………………………………………...……………….36
Список использованной литературы……………………………………………………….……………38
Динамика внутреннего государственного долга отражена в таблице 1.
Объем государственного внутреннего
долга | ||
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
Динамика внешнего долга Российской Федерации отражена в таблице 3.
Таблица 3. Внешний долг Российской Федерации4
(на начало года)
Годы |
Млрд. долл. США |
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 |
160,0 146,3 152,3 186,0 213,5 257,2 313,2 471,0 480,5 |
Как видно из таблиц 1, 2, государственный внутренний долг по ГКО и ОФЗ и государственный внешний долг имеют тенденцию к увеличению. Причины этого указаны ранее.
Ввиду накопления достаточно большого объема совокупного государственного долга нетрудно заметить, что возрастает необходимость управления им, причем управления грамотного, ведущего к положительному влиянию его на национальную экономику.
Управление государственным долгом в РФ.
В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание долговой политики, а следовательно как государственных внутренних и внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга. Реально проявляются следующие факторы.
Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей стала фактором роста с начала прошлого десятилетия нефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях.
Накопление профицита стало фактором формирования стабилизационного фонда, преобразованного в феврале 2008 г. в два самостоятельных – резервный фонд и фонд национального благосостояния (в Бюджетном кодексе РФ он значится как фонд будущих поколений). Реальная возможность поддерживать за счет растущих доходов определенный рост расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы была сопряжена с использованием финансового резерва для досрочного погашения внешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба. Снижение внешнего государственного долга можно считать достижением, если абстрагироваться от того, что рассчитываться приходилось благодаря обеспечению непрерывного потока за рубеж невосполнимого природного ресурса – российской нефти.
Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличению доли непроцентных расходов бюджета.
Отсутствие государственной инвестиционной стратегии, направленной на инновационный прорыв в ведущих наукоемких отраслях экономики породило концепцию использования доходов от экспорта нефти и газа, не применяемых в национальной экономике, как финансового актива: средства названных фондов вкладываются в ценные бумаги иностранных эмитентов в расчете на получение символических доходов. Правительство, определяющее направления использования средств резервных фондов, вправе в краткосрочном периоде иметь даже отрицательные результаты, не неся за это никакой ответственности. Это записано в ст. 96 (11), п. 2 Бюджетного кодекса РФ. С этим же связана реальная возможность не нести никакой ответственности за неэффективное использование государственных средств, что противоречит концепции бюджетирования, ориентированного на результат.
Инвестиционная политика государства, в рамках которой оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере, связанная с этим низкая доходность предприятий обрабатывающей промышленности, выведение временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского сектора России, делают невозможным интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное банковское инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за внешними кредитами. Состояние корпоративной задолженности отражено в таблице 4.
Таблица 4. Динамика корпоративной задолженности, млрд. долл.
2002 |
2004 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Совокупный внешний долг |
146,3 |
186,0 |
257,2 |
313,2 |
471,0 |
480,5 |
Корпоративная задолженность |
37,6 |
75,1 |
175,2 |
260,7 |
419,0 |
447,7 |
Доля корпоративной задолженности в совокупном внешнем долге, % |
25,7 |
40,4 |
68,2 |
83,2 |
88,9 |
93,2 |
Из таблицы 4 видно, что доля корпоративной задолженности в совокупном внешнем долге РФ стремительно возросла. Казалось бы, нет ничего плохого в том, что основная задолженность приходится не на государство, а на корпорации. Но крупнейшие из них государственные. Так что в кризисной ситуации государство будет вынуждено помогать им погашать свои долги.
В сложившейся
ситуации характерной является «замена»
досрочно погашенного внешнего государственного
долга перед кредиторами
Попытки решения социальных проблем за счет фонда будущих поколений имеют имитационный характер и сопровождается «навешиванием» растущего долгосрочного внутреннего долга на будущие поколения.
В сложившихся
условиях, однако, действуют и факторы
государственных заимствований. Первый
связан с попытками правительства
запустить схемы «
Второй фактор – реальная возможность выпуска и размещения Центральным банком своих облигаций, вследствие чего соответственно сокращается масштаб привлечения средств при размещении облигаций федерального займа. Третий – ставка корпораций на привлечение средств из-за рубежа, обусловленная неспособностью отечественных банков кредитовать бизнес под невысокий процент, в иностранной валюте, в крупных размерах и на длительный срок. Оно предполагает сокращение предложения корпорациями денежных средств государству взаймы – путем приобретения облигаций федерального займа. Корпорациям нужны средства для обслуживания внешних долговых обязательств. Корпорации, привлекающие дорогие кредиты из-за границы, могли бы быть дешевле прокредитованы за счет валютной выручки от экспорта нефти.
Действие указанных факторов будет усиливаться. Не исключена ситуация, когда для обслуживания накопленного внутреннего долга будет недостаточно притока от вновь размещаемых займов. В сфере государственных и корпоративных финансов постепенно может сформироваться долговая пирамида, последствия «строительства» которой могут быть только негативными.
Добиться реальных успехов в экономике можно только при качественном улучшении механизмов управления государственными активами и государственными резервами. Однако внешние активы государства практически перестали быть таковыми и вряд ли что изменится к лучшему. Это затрудняет обслуживание долговых обязательств России без очередных внутренних заимствований.
Рост государственных внутренних заимствований и общей величины внутреннего государственного долга является реальностью бюджетного процесса, в котором отчетливо прослеживается крайне низкое качество бюджетного планирования и прогнозирования. При таком уровне бюджетного планирования и прогнозирования бюджетная трехлетка оказывается сомнительной по всем ее параметрам. Это, конечно, не означает, что потребности в среднесрочном бюджетном планировании нет. Однако оно должно быть качественно иным. Не решив этой проблемы, правительство заявило о намерениях планировать с перспективой 10-15 лет. Под это уже увеличена на 190 человек штатная численность персонала Минфина. Указанная проблема, однако, решается не числом, а умением. При неумении планировать на короткий срок тщетны попытки разыграть сценарии «стратегии». А если более или менее точное планирование параметров бюджета и государственных внутренних заимствований и расходов по обслуживанию долга сегодня оказывается невозможным, то оно тем более лишается смысла как стратегическое. В то же время «стратегия» может быть оправданием неосмотрительно крупных заимствований. Ясно, что при значительных дополнительных доходах государство может обойтись без займов для обслуживания ранее полученных. Государственные заимствования, как это ни парадоксально, стимулируются именно наличием «свободных доходов, которых с избытком хватило бы для уплаты процентов. «Свободные» и значащиеся в резервах доходы нередко становятся фактором нетребовательности правительства к его вложениям в ценные бумаги зарубежных эмитентов. Коль есть средства, которые якобы некуда девать и которые якобы нельзя инвестировать в национальную экономику из-за будто бы неизбежной инфляции и пресловутой коррупции, то они мощными потоками уже без разбора устремляются для вложений в ценные бумаги как авторитетных, так и незадачливых эмитентов на территории зарубежных государств. Однако здесь тоже возможна коррупционность сделок. Факты заведения уголовных дел на ответственных работников министерства финансов РФ, связанных с управлением внешним долгом, подтверждают это. При большой свободе этого министерства в регулировании использования триллионных сумм на основе подзаконных актов коррупционность неизбежна.
Противоречивые
тенденции, связанные с использованием
кредитных потоков в механизмах
бюджетной системы государства,
диктуют необходимость
Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики