Государство и рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 71.58 Кб (Скачать документ)

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в  самом общем виде являются все  продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов  наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства (в  составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у  домохозяйств необходимые им факторы  производства на рынке ресурсов и  используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Государство – еще один участник рыночных отношений. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Все участники рыночных отношений  являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических  агентов), следует иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.

  1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя определенный набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования рассматриваются на примере этих государств.

Теория экономической  политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

  1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых рынках могут возникать монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
  2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
  3. Внешние эффекты, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
  4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
  5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в достаточном количестве и при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
  6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
  7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
  8. Наличие обязательных товаров (например начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама необходимость  госрегулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством  такого регулирования.

Госрегулирование – это  процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине или концепции. В мировой экономической литературе можно выделить следующие направления в подходах к экономической роли государства.

Меркантилисты.

Поскольку люди считали, что  власть и богатство зависят от обладания драгоценными металлами, такими, как золото или серебро, то создание запасов таких металлов становилось главной целью экономической  политики. Меркантилизм, рассматриваемый с общей точки зрения, - это политика позволяющая государству достичь успеха: богатая страна имеет больше возможностей профинансировать войны и другие рискованные предприятия, чтобы увеличить свою мощь. Позднее экономисты сильно уменьшили ценность этой теории, заявив, что торговля и мануфактурное производство были более точными показателями богатства страны.

Теория меркантилизма  утверждает, что если страна не обладает собственными запасами золота и серебра, то она должна стараться приобрести их с помощью торговли. Это возможно только в том случае, когда торговый баланс страны «благоприятный», то есть она экспортирует больше, чем импортирует. Те страны, которые получают этот экспорт, должны платить за него золотом и серебром, уменьшая, таким образом, свои собственные запасы драгоценных металлов и увеличивая их у страны-экспортера. Меркантилизм, таким образом, был сильной конкурентной системой: государство могло увеличить свое собственное богатство только за счет богатства других государств.

Меркантилизм приводит прямую связь между силой государства  и его торговой активностью, поэтому  правительства стремились создать  такие условия, которые были выгодны для их торговцев. Многие страны принимали законы, регулирующие расходы и запрещающие изысканные виды пищи, напитков и даже одежды, которая могла быть импортирована из-за границы. Теория также поощряла создание заморских колоний, которые обеспечивали сырьем метрополию и являлись рынками сбыта товаров, производимых в ней. Для того чтобы быть уверенными, что торговый баланс метрополии остается положительным, производство товаров в колониях было запрещено, а торговля колоний жестко контролировалась.

Согласно теории меркантилизма, страна, обладающая большим населением, имеет и больше рабочей силы, следовательно, ее экспортный потенциал выше и она становится богаче. Каждое лицо, способное работать, должно быть привлечено к труду, даже маленькие дети, что позволяет увеличить объем производства. Большая численность населения, кроме того, обеспечивает большой местный рынок для товаров и является обильным поставщиков солдат, которые необходимы для ведения военных действий.

Классическая теория.

Классические экономисты знали очень немного о том, почему экономическая деятельность подвержена флуктуациям, а причины, вызывающие бизнес-цикл, назывались разные. Они полагали, что экономика будет находиться в равновесии при полной занятости рабочей силы. Механизм, с помощью которого можно было достичь этой цели, заключался в изменении нормы заработной платы. Например когда предложение труда превышает спрос на труд, следовательно, норма заработной платы уменьшается. Как только заработная плата упадет, рабочие будут получать меньше за свой труд и станут использовать доходы, которые они получают для покупки возросшего объема производимых товаров. Противоположная тенденция имеет место во время периодов роста и расширения.

Главная проблема такого механизма  состоит в том, что он не может  обеспечить полную занятость, если заработная плата не является гибкой. Вследствие этого периоды репрессии могут быть весьма длительными, как это случилось в 1930-х годах. Этот механизм самокоррекции основан на важном предположении, что изменения в совокупном предложении (суммарное предложение товаров и услуг) вызывают изменения в совокупном спросе (полный спрос на товары и услуги).

 Кейнсианская теория.

Кейнсианская точка зрения в состоит в том, что фирмы  производят большой объем продукции в ответ на увеличение спроса. Другими словами, изменения совокупного спроса вызывают изменения совокупного предложения. Поэтому кейнсианцы полагают, что бизнес-цикл является результатом изменений совокупного спроса. В частности, они считают, что случайные, временные флуктуации в инвестициях в частный сектор и в потребительских расходах являются главной причиной, вызывающей флуктуации в экономической деятельности. Согласно кейнсианским законам, решение вопроса является простым. Когда уровень экономической активности падает, правительству следует уменьшить налоги и заимствовать (и затем тратить) сбережения населения и организаций. В результате такой политики вследствие увеличения расходов правительства доходы населения возрастут, занятость увеличится, а совокупный спрос поднимется. Это, в свою очередь, приведет к увеличению потребительских расходов, которые вызовут рост объема производства фирм. Когда же экономика испытывает бум, то действия правительства должны быть противоположными. Таким образом, согласно кейнсианской точке зрения одна из функций правительственной деятельности заключается в сглаживании флуктуаций экономической активности за счет политики подавления бизнес-циклонов.

 

Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной  модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие  налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам  и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной  модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Свободная торговля и протекционизм.

В то время как классические экономисты и экономисты свободного рынка доказывают, что свободная  торговля приведет к улучшению положения  всех торгующих сторон в долгосрочной перспективе, многие люди приведут доводы в пользу защиты местных рынков от дешевого иностранного импорта. Например, Соединенные Штаты защищали свою автомобильную промышленность в течение 1970-х годов от импорта более дешевых японских автомобилей.

Наиболее общим способом защиты местных товаров является тариф, то есть налог на импорт или  экспорт. Каждая страна облагает тарифами многие импортируемые товары, так  что импортеры должны платить  часто первоначальной цены товара местному правительству. Это повышает цены на импортируемые товары на местном рынке, делая их менее привлекательными для потребителей. Часть стран, кроме того, облагает тарифами на некоторые экспортируемые товары, например Бразилия, берет налоги с экспортируемого кофе, что увеличивает бюджет правительства. Конституция США запрещает экспортные товары.

Информация о работе Государство и рыночная экономика