Государство и рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 71.58 Кб (Скачать документ)

По характеру ассортимента товаров:

- Замкнутый рынок, на  котором представлены товары  только первого производителя;

-  Насыщенный рынок,  на котором представлено множество  сходных товаров многих производителей;

-  Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов  товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

 

- Смешанный рынок, на  котором имеются разнообразные  товары, не связанные между собой.

По характеру продаж:

- Оптовый рынок;

- Розничный рынок.

По уровню насыщения:

- Равновесный рынок;

- Избыточный рынок;

- Дефицитный рынок.

По соответствию законодательным  нормам:

- Легальный рынок;

- Нелегальный рынок - включает  теневую торговлю и «черный»  рынок.

По товарным группам:

- Рынок товаров производственного  назначения;

- Рынок потребительских  товаров (например, продовольствия);

- Рынок сырья и материалов  и т.д.

По отраслевому признаку:

- Рынок автомобилей;

- Рынок нефти;

- Рынок компьютерной техники;

- Текстильный рынок;

- Рынок сельхозпродукции  и т.д.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Мировой и национальный опыт показывает, что  рынок  оказывает  громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

   1. Информационная  функция. Ее суть в том, что  через систему целого  ряда  показателей  (цены,  проценты,  количество,  качество  и  ассортимент  товаров и услуг и т.п.) рынок, как  гигантский  компьютер,  собирает, перерабатывает  и  выдает  обобщенную   информацию   в   рамках   той экономической территории,  которую  он  охватывает,  информирует  все общество о состоянии экономики.

   2. Посредническая  функция. Рынок соединяет в  единую систему экономически обособленных  товаропроизводителей  и  потребителей.   В   результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.

   3. Регулирующая функция.  Рынок дает ответы на вопросы:  Что  производить? Как производить? Для кого  производить?  На  основе  межотраслевой  и межрегиональной конкуренции  идет  бесконечный  перелив  капиталов  и ресурсов, что в конечном счете формирует такую  структуру  экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

   4. Ценообразующая  функция. Известно, что у  каждого   товаропроизводителя складываются   свои   индивидуальные   затраты   и,    следовательно, индивидуальные стоимости и  цены.  Между  тем,  рынок  признает  лишь общественно  необходимые  затраты  и   соответственно   общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.

   5. Стимулирующая функция.  Ориентировка  рыночных  цен   на  общественный уровень  затрат,  на  учет  спроса  потребителей  побуждает   каждого товаропроизводителя   экономить   свои   индивидуальные   затраты   и представлять рынку  те  товары,  которые  нужны  покупателю.  В  свою очередь  рынок  побуждает  покупателя  заботиться  об   экономичности потребления, об экономии затрат на  приобретение  товаров,  побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

   6. Созидательно-разрушительная  функция.  Рынок  обеспечивает  динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями  и  регионами.  Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый,  мучительный, болезненный,  но  он  –  реальность. 

   7. Санирующая, оздоровительная  функция. В этом смысле  рынок   напоминает санитара, который  убирает  из  хозяйства  все  устаревшее,  больное,  очищает   общественное   производство   от    устаревших    отраслей,  экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и  дает  дорогу отраслям  экономичным,   хозяйствам   высокоэффективным.   Совершенно очевидно,  что  и  этот  процесс  болезненный,  мучительный,  ибо  он ускоряет гибель слабых хозяйств.

   8.   Дифференцирующая   функция.   Рынок   расслаивает,   дифференцирует товаропроизводителей,  т.е.  обогащает  одних  и   разоряет   других.  Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в  среднем  из  каждых  трех  начинающих  предпринимателей,  двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Реализация перечисленных  функций позволяет говорить о  важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных  выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и  для кого производить; обеспечению  равновесия спроса и предложения  и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности  их деятельности.

4.Методы и формы государственного  регулирования

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции  государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику.Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и  мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы.

Здесь в первую очередь  выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции ЦБ с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится  налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения  и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

Государственное предпринимательство -  такой метод регулирования  экономики, при котором государство  в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие  ему объекты и ресурсы.

Сфера государственного предпринимательства  достаточно широка. В основном государственное предпринимательство развито в таких отраслях, как энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства.

Государственное программирование - позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям о намерениях государства.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства  свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать  в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические  центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.

Все многообразие экономических  методов государственного регулирования находит применение:

- в бюджетной политике (регулирование государственных  расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

- в кредитно-денежной  политике (нормирование банковских  резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль над денежной массой);

- в фискальной политике (регулирование системы государственного  и муниципального налогообложения  доходов и имущества физических  и юридических лиц);

- в социальной политике (установление минимальных ставок  оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйствования субъектов.

К административным методам  регулирования экономики следует  отнести прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру  и направления развития национального  рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, а также подготовку квалифицированных  кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место  занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, формы, госучреждений в системе рыночных отношений.

Применение государством разнообразных методов воздействия  на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма.

Таким образом, говоря о государственном  вмешательстве в экономику, следует  иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

5. Роль государства в  современной российской экономической  системе.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения  благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис привел все страны мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Основная проблема российской экономики - очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало  многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема - недостаточная  конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Результат - значительное падение  промышленного производства, рост числа  безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Информация о работе Государство и рыночная экономика