Государство и рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 71.58 Кб (Скачать документ)

Третья проблема - недостаточная  развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

В октябре -декабре 2008 года, когда мировой экономический  кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

Правительство осуществляло свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

  1. Публичные обязательства государства перед населением должны выполняться в полном объеме. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами.
  2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
  3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
  4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.
  5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
  6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
  7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития.

Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная  политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. При этом положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить, что рост является сбалансированным. Стабильной остается ситуация в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находится уровень безработицы.

В то же время, положительные  тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Но такой путь не обеспечивает модернизации экономики, достижения целей и задач долгосрочного развития. Это значит, что необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала.

Смещение акцентов, однако, не означает прекращения реализации собственно антикризисных мер. Более того, поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим приоритетом. При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться и вопросам безработицы, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, решению проблем моногородов.

Таким образом, основными  приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году слали следующие:

- поддержка социальной  стабильности и обеспечение полноценной  социальной защиты населения;

- поддержка оживления  экономики, обеспечение устойчивости  наметившихся положительных тенденций;

 Обеспечение эффективной  социальной защиты населения  останется важнейшим приоритетом антикризисных мер. Будет обеспечено совершенствование механизмов поддержки занятости населения, повышение эффективности реализуемых социальных программ.

С 1 января 2010 года повышен  уровень пенсионного обеспечения  граждан путем введения механизма  валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера.  Также введен новый вид адресной социальной помощи - социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих неработающих пенсионеров, с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» социальные пособия и выплаты будут проиндексированы в следующем году на 10 процентов для поддержания их покупательной способности, что выше предполагаемого уровня инфляции.

Реализация региональных программ в 2010 году дает возможность  трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повышения качества рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения.

Из мер, задействованных  в 2009 году, продолжена реализация наиболее эффективных. Часть мероприятий, предусмотренных  пакетом антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год носит  длительный характер, и их реализация продолжается и в 2010 году. Сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Реализовываются отдельные меры, продленные решениями Правительства Российской Федерации, в частности закупка федеральными органами власти автомобильной техники, предоставление субсидий авиакомпаниям перевозчикам по перевозке пассажиров при отзыве лицензии и ряд других.

Основными направлениями  мер Правительства Российской Федерации  по обеспечению устойчивости наметившихся положительных тенденций в экономике в 2010 году явились следующие.

1. Расширение кредитования  предприятий, реструктуризация задолженности реального сектора

2. Поддержка внутреннего  спроса, как со стороны населения,  так и со стороны государства. 

3. Расширение базы экономического  роста - развитие малого и среднего  бизнеса.

4. Реструктуризация экономики  моногородов (поселениях, экономика  которых зависит от одного крупного предприятия, обеспечивающего занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры).

3. Модернизационные меры, включающие формирование необходимых  экономических условий для перехода  от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.

1. Диверсификация экономики,  поддержка внутреннего спроса, создание  новых современных производств. 

2. Стимулирование инновационной  активности в экономике.

4. Формирование «длинных  денег» в экономике (будут выработаны  основы государственной политики по долгосрочной поддержке развития инструментов страхования жизни, проработан вопрос расширения возможности использования банковских вкладов населения в качестве источников «длинных денег» через стимулирование увеличения сроков вкладов).

5. Модернизация финансовой  системы.

6. Развитие человеческого  капитала.

7. Государственный сектор  и бюджетная сфера.

8. Модернизационные аспекты  макроэкономической политики.

Таким образом, при реализации всех этих мер возможно возобновится рост инвестиций в основной капитал. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Существенно облегчатся условия кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе, возможно, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте и связи.

Будет продолжена тенденция  последовательного снижения темпов инфляции. Если Правительству удастся реализовать вышеупомянутую программу на 2010 год, а также продолжить реализацию планов, носящих длительный характер из пакета антикризисных мер на 2009 год, то путь из кризиса при значительном снижении объемов направляемых на эти цели бюджетных средств, вероятно, будет максимально эффективным.

Заключение

Подводя итоги можно сделать  вывод, что государство играет важнейшую  роль в рыночной экономике, поскольку  регулирует отношения субъектов  рынка посредством прямого или  косвенного воздействия, в соответствии с действующим законодательством.

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п. Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики. Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

Государственное регулирование - это система мер по централизованному  воздействию государства, его федеральных  и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

С точки зрения эффективности, государство призвано создать такую  экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Что касается справедливости, то для рынка справедливым считается  получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство должно заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

 Государство также  должно поддерживать и экономическую  стабильность, сглаживать циклическую форму развития экономики, проводить антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые  принципиально не может осуществить  сам рынок. Следовательно, государственное  регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах, в  том числе и в России, выбраны  проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. Это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

 

 

 


Информация о работе Государство и рыночная экономика