Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
Введение 3
Глава 1 Теории государственного регулирования экономики 5
1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 7
1.2 Объекты государственного регулирования 9
Глава 2 Методы государственного регулирования экономики государства 11
2.1 Государственное предпринимательство 12
2.2 Социальное регулирование 14
2.3 Бюджетно-налоговое регулирование 16
2.4 Денежно-кредитное регулирование 18
2.5 Государственное регулирование экономики в России 20
2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 20
2.5.1.1 Денежно-кредитная политика РФ 22
2.5.1.2 Бюджетно-налоговая политика РФ 26
Заключение 33
Библиография 34
Министерство образования и науки Российской Федерации
филиал федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области
(филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Общая экономическая теория
Тема: «Государство в рыночной экономике»
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
Группа: Вз10М22
Студент: Попова Ирина Николаевна
Преподаватель: Иващенко Сергей Михайлович
2012г.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теории государственного регулирования экономики 5
1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 7
1.2 Объекты государственного регулирования 9
Глава 2 Методы государственного регулирования экономики государства 11
2.1 Государственное предпринимательство 12
2.2 Социальное регулирование 14
2.3 Бюджетно-налоговое регулирование 16
2.4 Денежно-кредитное регулирование 18
2.5 Государственное регулирование экономики в России 20
2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 20
2.5.1.1 Денежно-кредитная политика РФ 22
2.5.1.2 Бюджетно-налоговая политика РФ 26
Заключение 33
Библиография 34
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству, вопрос лишь в степени вмешательства. По мнению Портера, ведущая к успеху политика правительства – это политика, создающая среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс, за исключением случаев, когда страна находится на раннем этапе развития. Роль правительства скорее косвенная, чем прямая.
Прежде всего, рассмотрим, что собой представляет рыночная экономика.
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы и ограниченную роль правительства. Потребитель сам решает, за что он готов заплатить деньги, а производитель будет стремиться удовлетворять это желание. То есть, в идеале – это рынок покупателя: спрос должен «командовать предложение», тем самым, достигая равновесия.
Как говорят
великие философы и мудрецы, что
нет ничего на свете идеального.
Очевидно, рыночный механизм тоже несовершенен
и имеет как преимущества, так
и недостатки. А рассмотрим мы недостатки,
которые должны регулироваться государством.
Необходимость общественного
Если
еще добавить негативные качества,
то можно заметить еще больше, ну,
например, такие явления, как монополизация;
безработица; фиаско рынка и мн. др.
Поэтому современная рыночная система
не работает без вмешательства государства.
Целью данной
работы является рассмотрение методов,
путей и форм государственного регулирования
экономики, а так же роль государства
в современной экономике
Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
- выявить
какие задачи, функции государства
в рыночной экономике
- рассмотреть
методы государственного
- показать
российскую модель
В курсовой
работе подробно освещаются функции
и методы регулирования экономикой.
Подробно рассмотрены объекты
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений, набравший силу класс предпринимателей, начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно
А. Смиту, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого
лежит личный интерес, связанный
со стремлением к прибыли. Он выступает
как главная побудительная сила
экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о
том, что экономика будет
При этом
последователи А. Смита, которых
относят к, так называемой, классической
школе, исходили из тезиса о необходимости
выполнения государством традиционных
функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости
рыночного конкурентного
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая
практика подтвердила, что существуют
ситуации, так называемое фиаско рынка,
когда рыночная координация не обеспечивает
эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка проявляется не только
в ситуациях, связанных с внешними
эффектами и общественными
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя, порой, лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом функциональные основные задачи государственного плана сводятся к следующему:
- создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм;
- правильная
организация денежного
- удовлетворение
части коллективных
- компенсация
или недопущение таких
- финансирование и поддержка фундаментальной науки;
- поддержка
отраслей, связанных с повышенным
риском и неопределенностью,
- регулирование
рынка труда для
- проведение внешнеэкономической политики, регулирование платежного баланса и валютных курсов.
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Суммируя
вышеназванные задачи, можно выделить
следующие экономические
- создание
правовой основы для принятия
экономических решений.
- стабилизация
экономики. Правительство использует
бюджетно-налоговую и
- социально-ориентированное
распределение ресурсов.
Государство организует
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение. Также нельзя забывать и административный характер ряда мер (запрет, ограничение и т.п.), без которых в переходный период невозможно обойтись.
Первый блок – макроэкономические объекты ГРЭ:
- экономический рост национального хозяйства;
- структура
национального хозяйства (
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
- цены и ценообразование;
- антиинфляционная политика;
- научно-техническая и инновационная политика;
- государственный сектор;
- предпринимательство;
- антимонопольная политика;
- теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
- денежно-финансовое обращение;
- условия
сохранения и накопления
- налоги и налогообложение;
- государственный внешний и внутренний долг;
- торговый и платежный баланс страны;
- экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
- занятость,
безработица, миграционные
- социальная
защита и социальное
- образование,
в том числе для
- здравоохранение;