Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теории государственного регулирования экономики 5
1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 7
1.2 Объекты государственного регулирования 9
Глава 2 Методы государственного регулирования экономики государства 11
2.1 Государственное предпринимательство 12
2.2 Социальное регулирование 14
2.3 Бюджетно-налоговое регулирование 16
2.4 Денежно-кредитное регулирование 18
2.5 Государственное регулирование экономики в России 20
2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 20
2.5.1.1 Денежно-кредитная политика РФ 22
2.5.1.2 Бюджетно-налоговая политика РФ 26
Заключение 33
Библиография 34

Работа состоит из  1 файл

Государство в рыночной экономике.docx

— 65.36 Кб (Скачать документ)

Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1- Структура расходов федерального бюджета

2.5.1.1 Денежно-кредитная политика РФ

 

В «Основных  направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической  политикой, и определяются меры денежно-кредитной  политики, ведущие к достижению поставленных целей.

Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и  в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5 6,8% в 2011 году (из расчета  декабрь к декабрю).

Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего  спроса уже в 2007 году обусловили более  высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению  инфляции на траекторию снижения.

Однако  решение этой задачи было осложнено  влиянием на российский финансовый рынок  кризисных явлений на мировых  финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над  инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.

Банк  России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость  привязки рубля к бивалютной корзине  и допуская большую волатильность  ее стоимости.

Режим плавающего валютного курса создает более  благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с  точки зрения оценки платежеспособности России

Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней  торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых  цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий  торговли) - важнейшие индикаторы, определяющие адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам.

Вопрос  независимости центральных банков.

Этот  вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных  банков означает их различные возможности  и методы проведения денежно-кредитной  политики.

В мировой  практике среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков принято выделять следующие:

- доля  собственности государства в  капитале центрального банка.

- процедура  назначения или выбора руководства  банка;

- степень  отражения в законодательстве  целей и задач центрального  банка;

- право  государства на вмешательство  в денежно-кредитную политику;

- наличие  законодательного ограничения кредитования  правительства.

Рассмотрим  эти критерии на примере Банка  России.

По существующему  законодательству, уставный капитал  Банка России является федеральной  собственностью. Но, исходя из зарубежного  опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной  политики не оказывает существенного  влияния на его независимость.

В России, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка  выбирается или назначается из предложенных кандидатур. В большинстве промышленно  развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. ЦБР же более  зависим от государства.

В Конституции  РФ закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в Федеральном законе – его  задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в  Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в  на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Неоправданно  высока независимость ЦБР по фактору  права государственных органов  вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную  политику. По существующему Федеральному закону «О Центральном банке» ЦБР  обязан всего лишь предоставить в  Государственную Думу проект «Основных  направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству РФ. А Госдума  ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Банк России уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства  на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии  и Дании, где это право не предусмотрено. Россия находится примерно на одном  уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.

По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства  Банк России обладает меньшей степенью независимости, чем банки Австрии, Нидерландов и Германии, так как  объем кредитования правительства  утверждается парламентом страны.

Статус  банка не так важен, как законодательное  определение его полномочий и  прописанный механизм контроля над  его деятельностью. Обязательная строгая  подотчетность должна сочетаться с  наделением Центробанка достаточными полномочиями для выполнения его  функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.1.2 Бюджетно-налоговая политика РФ

 

Бюджетно-налоговая  политика является частью финансовой политики  совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая политика включает фискальную (в области налогообложения  и регулирования структуры государственных  расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области  регулирования бюджета) политику и  финансовые программы.

Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения  и государственных расходов. В  связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование  правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.

Основными инструментами дискреционной политики являются:

- изменение  объема налоговых изъятий или  отмены налогов или изменение  налоговой ставки. Меняя налоговую  ставку, правительство может удержать  доходы от сокращения в период  спада или, наоборот, снизить располагаемый  доход в период бума;

- осуществление  за счет средств государственного  бюджета программ занятости, ставящих  своей целью обеспечение безработных  работой;

- реализация  социальных программ, которые включают  в себя выплату пособий по  старости, инвалидности, пособий малоимущим  семьям, расходы на образование.

В зависимости  от состояния экономики правительство  проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую  фискальную политику. В период инфляции проводится сдерживающая политика, которая  предполагает увеличение налогов и  сокращение правительственных расходов. В период спада осуществляется стимулирующая политика, предполагающая снижение налогов и увеличение государственных расходов.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение налогов и государственных  расходов, вызываемое переходом самой  экономики из одного состояния в  другое при неизменных ставках налогов  и трансфертных программ.

Основным  инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия  по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости  от состояния экономики. Например, в  условиях кризиса доходы населения  и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе  подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам  и поступления в государственный  бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий  растут, прогрессивные налоги взимаются  по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма  налоговых поступлений в бюджет.

Внешние факторы оказывают серьёзное  воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет  нынешняя структура российской экономики  ещё не отвечает современным требованиям  развивающейся страны. Она существенно  отличается о структуры экономики  развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких  условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования  её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере  оказания социальных услуг, улучшения  транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях  бюджетная политика формироваться  с должной степенью осмотрительности, учитывая все возможные сценарии развития мировой экономики, включая  негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени  использовать все имеющиеся возможности.

«Об итогах исполнения федерального бюджета за 2007 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2008 год и на среднесрочную перспективу»

(извлечения  из материалов, подготовленных к  расширенному заседанию коллегии  Министерства финансов Российской  Федерации 8 апреля 2008 г.)

Доходы  федерального бюджета за отчетный период, включая безвозмездные и невыясненные поступления, составили 7779104,2 млн. рублей, или:

- 23,6% к  предварительной оценке объема  ВВП за 2007 год

- 104,5% к  утвержденной росписи поступлений  доходов в федеральный бюджет  на 2007 год.

Общий объем  налоговых и других платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 2007 год составил 3747625,6 млн. рублей, или 102,1% к утвержденным бюджетным  назначениям федерального бюджета  на 2007 год. Поступления по данному  администратору учитывают средства от ОАО «НК «ЮКОС» в счет погашения  задолженности по налогам, сборам, пеням  и штрафам по ним в сумме 309333,3 млн. рублей. Без учета дополнительных поступлений от ОАО «НК «ЮКОС» общий объем доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 2007 год составил 3438292,3 млн. рублей, или 93,7% к утвержденным бюджетным  назначениям федерального бюджета  на 2007 год.

Доходы  федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, за 2007 год составили 3253849,3 млн. рублей, или 102,1% к утвержденным бюджетным назначениям федерального бюджета на 2007 год.

Поступления доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, за 2007 год  составило 82162,4 млн. рублей, или 131,4% к  утвержденным бюджетным назначениям  федерального бюджета на 2007 год. Плановые показатели повышены по следующим факторам:

- поступление  дополнительных доходов в виде  дивидендов по акциям и прочим  формам участия в капитале, находящемся  в собственности РФ;

- поступление  дополнительных доходов от сдачи  в аренду имущества, находящегося  в оперативном управлении федеральных  органов исполнительной власти  и созданных ими учреждений  и в хозяйственном ведении  федеральных государственных унитарных  предприятий в результате переоформления  договоров аренды по объектам  недвижимого имущества в соответствии  с рыночными ставками.

Доходы  федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами, за 2007 год составили 695466,9 млн. рублей, или 132,8% к утвержденным бюджетным назначениям  федерального бюджета на 2007 год.

Кассовое  исполнение за 2007 год учитывает невыясненные поступления в сумме 657,9 млн. рублей, доходы от размещения средств Стабилизационного фонда РФ в сумме 151892,6 млн. рублей и безвозмездные поступления в сумме 231144,7 млн. рублей.

Доходы  консолидированных бюджетов субъектов  РФ в 2007 году исполнены в объеме 4836,8 млрд. рублей или 14,7% ВВП (14,2% в предыдущем году), что выше уровня 2006 года на 1072,6 млрд. рублей (или на 28,5%).

Исполнение  доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2007 год свыше 130% относительно данного показателя 2006 года сложилось  в 57 субъектах РФ, в 25 - от 110 до 130 процентов.

Информация о работе Государство в рыночной экономике