Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:25, контрольная работа
Групповые методы имеют значительные преимущества перед массовыми методами. Главное их преимущество и привлекательность состоит в обратной связи работника ИКС с обучающимися товаропроизводителями. Это дает возможность избежать не совсем правильных толкований и недоразумений в отношениях между товаропроизводителями и консультантами, которые улучаются при использовании массовых методов для реализации обучающих Программ ИКС. Помимо этого при групповых методах в значительной мере устанавливаются деловые рабочие контакты работника ИКС с обучающимися, «развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.
1. Групповые методы работы ИКС
1.1. Цель
1.2. Размер группы
1.3. Состав группы
1.4. Взаимоотношения работников ИКС с товаропроизводителями
2. Лекционная работа
2.1. Планирование лекции
2.2. Подготовка лекции
2.3. Чтение лекции
3. Групповая дискуссия
4. Организация полевых дней (экскурсия в поле)
4.1. Планирование полевого дня
4.2. Маршрут
4.3. Количество участников
5. Индивидуальные методы в консультационной службе
6. Посещение ферм
7. Записи и прогнозы
8. Недостатки
Литература
Определив цель лекции, аудиторию (слушателей) и предмет обсуждения, предполагаемый лектор проводит обширное информационное (поисковое) чтение для того, чтобы приобрести полное представление о предмете Обсуждения. За этим должно следовать второе отборочное чтение того же самого материала, при котором лектор выбирает (отбирает) и отмечает те моменты, которые имеют непосредственное отношение к лекции, которую он готовит и к аудитории. Затем, при завершающем чтении, он переходит к своим занятиям и завершает их тем, что он знает из своего собственного опыта, подразделяя весь материал в подглавы и располагая а логическом порядке.
Чтобы уложиться в отведенное время, необходимо разделить весь материал на три категории:
1)основной материал;
2)желательный материал;
3)необязательный материал.
Основной материал - это информация, которую должен сообщить лектор для достижения своей цели. Естественно, что большая часть лекционного времени посвящается этому материалу.
Желательный материал - состоит из дополнительной информации, которая могла бы быть выгодно представлена при случае и если позволяет время. В эту категорию попадает практические примеры и иллюстрации.
Необязательный материал - называется так не потому, что он не так тесно связан с предметом обсуждения, а потому, что не будет особого вреда, если он будет опущен. Следовательно, если много вопросов или если лектор боится превысить отведенное для лекции время, этот необязательный материал может быть просто опущен.
Лекция сама, как правило, состоит из следующих трех частей.
- введение,
- основная часть,
- заключение.
Цель введения заключается в том, чтобы
1) вызвать интерес аудитории,
2) установить прямую и обратную связь между лектором и его слушателями
3) создать непринужденную атмосферу, благоприятную для усвоения материала.
Этого можно добиться, если начать лекцию с практического примера, либо поставить слушателей перед реальной проблемой, а также путем достаточно осторожного использования юмора. Название цели лекций или перечисление основных ее вопросов тоже могут служить в качестве введения и тем самым помочь слушателям лучше воспринимать материал лекции.
Основная часть лекции содержит весь материал, который должен быть развит и представлен на лекции для достижения ее цели. Разделы лекции должны быть расположены в логическом порядке, ведя к изящному переходу, от одного вопроса к другому. При этом, необходимо обращать внимание на то, что содержание лекции должно отвечать коренным интересам слушателей, ибо только тогда лектор может рассчитывать на их внимание или ожидать, что излагаемый материал будет запоминаться слушателями.
Задача заключения лекции состоит в том, чтобы закрепить изложенный материал в памяти слушателей. Поэтому никогда не представляйте новый материал в заключительной части лекции. Лектор просто кратко обобщает основные моменты, показывая как представленная им информация решает проблемы или вопросы, сформулированные им в водной части лекции.
Имеются еще две дополнительные части, которые не являются жизненно необходимыми для каждой лекции, но которыми в определенных случаях нельзя пренебрегать. Это открывающие лекцию замечания и закрывающие лекцию замечания. Открывающие лекцию вступительные замечания, если они делаются, должны предшествовать введению. Они, возможно, необходимы в том случае, когда необходимо формально представить лектора его аудитории, или когда неожиданно происходят изменения заявленного предмета обсуждения. Закрывающие лекцию (заключительные) замечания полезны, когда вы хотите показать связь между настоящей лекцией и тем, что будет следовать за ней. Место закрывающих лекцию замечаний - после заключения. Закрывающие лекцию замечания могут также быть использованы для направления слушателей к дополнительным источникам информации или при соответствующих обстоятельствах даже для того, чтобы предложить какое-либо домашнее задание и упражнения.
Подготовка план-конспекта. Для того, чтобы использовать на практике все то, о чем говорилось, лектору может пригодиться следующий план-конспект. Он состоит из двух частей: основных данных для планирования лекции - плана лекции; собственно конспекта.
Организация. В данном случае под термином организация имеется в виду практические мероприятия, которые необходимо проводить для того, чтобы лекция имела успех. Хотя в любом отдельном случае могут заслуживать внимание множество различных вещей, время и место чтения лекции должны быть всегда тщательно организованы.
В сельской местности из-за больших расстояний, трудностей с транспортом и необходимостью соблюдения агротехнических сроков выполнения работ в хозяйствах, часто бывает трудно собирать значительную группу людей в одном месте. Поэтому лучше всего использовать в своих интересах регулярные встречи людей, такие как выставки, неофициальные встречи и полевые дни. Однако не следует выбирать день, который уже полностью занят другим мероприятием. Нет необходимости также назначать время лекций в период занятого сезона или в неудобные часы. Организатор лекции (работник ИКС) должен за несколько дней до лекции убедиться в том, что каждое заинтересованное лицо хорошо информировано заранее о дате и месте проведения лекции так, чтобы слушатели смогли провести необходимые приготовления для ее посещения.
Место лекции должно быть легко доступным для всех слушателей и снабжено соответствующим оборудованием для использования аудио- и видеоаппаратуры. Места для сидения должны быть удобными (но не слишком !), а помещение должно быть достаточно освещено и иметь хорошую вентиляцию, хотя • сельской местности достичь этих требований часто бывает проблематичным. Если лекция должна читаться на открытом воздухе, то необходимо, чтобы это место было затенено и чтобы солнце не падало прямо в глаза слушателей. Места для сидения должны быть расположены таким образом, чтобы каждому слушателю было удобно сидеть и чтобы он имел возможность все хорошо видеть и слышать. Следует также заранее удостовериться в том, что посторонний шум не будет мешать слушать лекцию.
2.3. Чтение лекции. Преодоление нервозности. Большинство людей испытывают небольшое чувство нервного напряжения при чтении лекции в первый раз или когда они обращаются к незнакомой аудитории. Это вполне нормальное явление, показывающее, что организм мобилизует свои ресурсы для того, чтобы справиться с предстоящим заданием. Действительно, если при таких обстоятельствах лектор не чувствует нервного напряжения вообще, то он либо не осознает важность принятой на себя задачи, либо, что еще хуже, не принимает ее достаточно серьезно.
Однако важно сохранить (поддерживать) разумный баланс между нервным напряжением, с одной стороны, и необходимым усилием, с другой. Лектор должен контролировать себя до конца для того, чтобы успешно прочитать свою лекцию. Вот несколько советов, которые, как показала практика, оказались полезными для других и могут помочь вам тоже.
В большинстве случаев нервное напряжение вызвано боязнью провала, неудачи. Следовательно, тщательная подготовка, четкий разборчивый конспект и небольшая репетиция значительно помогут лектору справиться с поставленной задачей. Поскольку наиболее трудным моментом прежде всего является первый момент, то есть самое начало, то первые два-три предложения лекции лучше выучить так, чтобы было возможно их декламировать, то есть повторять по памяти (наизусть), не думая слишком напряженно. Раз уже сделан первый шаг, раз уже тронулся лед, раз уже положено начало, то многие люди расслабляются очень быстро.
Нервное напряжение само часто проявляется в пищеварительной системе, причем человек часто испытывает небольшую тошноту. Поэтому не принимайте обильную пишу перед чтением лекции и воздержитесь от применения искусственных стимулирующих или седативных средств. Эти средства часто вызывают чувство беспокойства или тревоги, нежели помогают преодолеть нервное напряжение. Дайте выход своим чувствам, направьте свое напряжение на какой-либо объект, который может принять его. Вы можете крепко держаться за спинку стула, либо за край лекторского стола. Но не держите свои конспекты в руках, так как они будут дрожать даже больше, чем вы сами.
И наконец, не стесняйтесь довериться аудитории, заручиться ее поддержкой, "вербовать" их на сотрудничество. Большинство слушателей будут отвечать вам ответной улыбкой и будут помогать вам сочувственным вниманием и проявлением интереса.
Использование конспекта.
Помните, что вы приготовили конспект чтобы помочь себе читать лекцию. Держите его на столе перед собой, взглядывайте на него время от времени с тем, чтобы не "сбиться с пути".
Конспект должен быть четко маркирован в соответствующих местах, чтобы вы помнили о времени во время вашей лекции. Стоит положить ваши ручные часы на стол рядом с вашим конспектом, так чтобы вы могли следить за временем, время от времени взглядывая на них. Ускоряйте ваш темп изложения материала или, наоборот, замедляйте его в зависимости от оставшегося в вашем распоряжении времени и используя основной, желательный и необязательный материал по необходимости. Но обязательно постарайтесь закончить вашу лекцию в установленный час. Ибо ничто не раздражает аудиторию так сильно. чем лектор, который не может остановиться во время.
Участие аудитории.
Один из недостатков лекционной работы заключается в том, что аудитория остается пассивной. Наблюдения показывают, что время, в течение которого пассивная группа сохраняет интерес к читаемой лекции, равна примерно пяти минутам. Следовательно, лектор должен периодически вызывать новый интерес слушателей. Если он этого не делает, то его слушатели начнут думать о других вещах. Поэтому важно, чтобы лектор заранее планировал себе как вызвать активное участие слушателей в лекции. Хорошим способом для этого является использование вопросов. Это либо вопросы, задаваемые лектором, либо вопросы, задаваемые аудиторией с одобрения лектора.
Целью вопросов, задаваемых лектором, является стимулирование независимого мышления его слушателей. Они помогают лектору оценить эффективность своей лекции еще в процессе ее чтения, использовать знания отдельных слушателей и связывать то, о чем он говорил с личным опытом своих слушателей. Задавая вопрос аудитории, лектор должен сформулировать его ясно и сжато и ставить его только в том случае, если имеется реальная возможность получения ответа.
Целью ободряющих аудиторию вопросов является оценка успеха лекции, выяснение сомнительных моментов в ней и ослабление возможного напряжения. Люди приходят на лекции потому, что имеются вещи, о которых они. хотят узнать. Следовательно, имеет смысл позволить им задавать вопросы.
Продолжительность времени, которое вы можете уделить вопросам, зависит от общего количества времени, отведенного для данной лекции, но надо быть великодушным. Иногда, возможно, даже будет лучше, если, пропустить часть запланированной лекции и разрешить аудитории задавать вопросы, которые волнуют их. Отсутствие вопросов у слушателей должно служить предупредительным сигналом для лектора, так как это предполагает, что не удалось возбудить их интерес.
Одни лекторы позволяют (разрешают) аудитории задавать вопросы в любое время во время лекции, в то время как другие оставляют их на конец лекции. Это больше дело удобства, чем принципа. Однако при работе с аудиторией, состоящей из взрослых людей возможно слушать и отвечать на вопросы по мере их возникновения. Однако окончательное решение относительно этого вопроса принимает сам лектор.
3. Групповая дискуссия
Из всех методов и приемов работы ИКС с первичными товаропроизводителями дискуссия, вероятно, является самым многоцелевым и решает многие задачи. Среди прочего, ее используют для обмена идеями и знаниями, для решения проблем группы, для обсуждения мнений и разногласий и для нахождения приемлемых решений по спорным вопросам. Поэтому дискуссией пользуются довольно часто. Однако лишь в редких случаях все эти задачи выполняются, поскольку успех дискуссии зависит не только и не столько от ее официального ведущего, сколько от навыков участников и их отношений. Искусство ведущего состоит в том, чтобы извлечь пользу даже из самой невыгодной ситуации.
Дискуссия - это обмен мыслями, идеями и мнениями между различными людьми. Однако не всякий обмен мнениями является дискуссией. Если говорящий ставит своей целью доказать, что он прав, а остальные не правы, то это спор, а не дискуссия. Если в процессе обсуждения он начинает нападать не только на мнения других людей, но и на их личные качества, то такое обсуждение перерастает в перебранку. Если, с другой стороны, человек просто высказывает свои взгляды и не рассматривает мнения других людей, то это лекция, или, может быть, серия лекций, но не дискуссия.
Настоящая дискуссия отличается тем, что ее участник в ходе обсуждения усваивает для себя что-то новое. Он должен быть готов к тому, что правота может быть не на его стороне и что обмен мнениями важнее личного авторитета в какой-либо области. Однако нет четких, навсегда установленных границ между дискуссией, спором, перебранкой и лекцией. Они могут меняться и даже стираться в зависимости от отношений между участниками дискуссии и их отношения к собственным взглядам. Лекция может перейти в дискуссию, затем в спор, а иногда даже и в перебранку, чтобы снова вернуться в русло лекции. При этом достаточно трудно будет определить, в какие именно моменты происходят эти изменения.
У групповой дискуссии есть много преимуществ. К ним относятся активность, взаимообучаемость, обмен опытом. Сталкиваясь с различными мнениями, участники получают возможность развить критическое мышление, чувство ответственности и чувство локтя при поиске совместных решений, терпимость к чужому мнению. Для работника ИКС, ведущего дискуссию, очень важно понимать, что участие товаропроизводителя в групповой дискуссии часто заставляет его пересмотреть свои первоначальные взгляды. Недостатками дискуссии как приема обучения является то, что на нее требуется много времени, что действительно хорошо и эффективно ее можно провести в относительно небольших группах, что она непригодна для выработки навыков, что она требует от участников хотя бы минимальных навыков общения и знаний по предмету.