Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:25, контрольная работа
Групповые методы имеют значительные преимущества перед массовыми методами. Главное их преимущество и привлекательность состоит в обратной связи работника ИКС с обучающимися товаропроизводителями. Это дает возможность избежать не совсем правильных толкований и недоразумений в отношениях между товаропроизводителями и консультантами, которые улучаются при использовании массовых методов для реализации обучающих Программ ИКС. Помимо этого при групповых методах в значительной мере устанавливаются деловые рабочие контакты работника ИКС с обучающимися, «развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.
1. Групповые методы работы ИКС
1.1. Цель
1.2. Размер группы
1.3. Состав группы
1.4. Взаимоотношения работников ИКС с товаропроизводителями
2. Лекционная работа
2.1. Планирование лекции
2.2. Подготовка лекции
2.3. Чтение лекции
3. Групповая дискуссия
4. Организация полевых дней (экскурсия в поле)
4.1. Планирование полевого дня
4.2. Маршрут
4.3. Количество участников
5. Индивидуальные методы в консультационной службе
6. Посещение ферм
7. Записи и прогнозы
8. Недостатки
Литература
Таким образом, групповая дискуссия является подходящим методом обучения в тех случаях, когда ставится одна или несколько из следующих задач:
- изменение отношений участников;
- развить у них чувство коллективизма;
- развить у них чувство ответственности;
- развить у них критическое и творческое мышление;
- определить и стимулировать развитие потенциальных лидеров;
- совместно найти пути решения имеющихся проблем и выработать общие мнения по их преодолению.
Планирование
При планировании дискуссии работник ИКС должен прежде всего сформулировать основную задачу и определить, можно ли ее решить через дискуссию. Если будет определено, что дискуссия будет приемлемой для решения основной задачи, ее нужно максимально детализировать. Хорошей формулировкой задач является такая формулировка, которая изложена простыми, четкими терминами и в которой указаны ожидаемые результаты.
Идеальное число участников дискуссии - от 6 до 12. В такой группе обычно представлены идеи и мнения достаточно разнообразные для того, чтобы стимулировать дискуссию, но все же в такой группе у каждого есть возможность принять в ней участие и выразить свое мнение. Важно также, чтобы все участники имели примерно одинаковый уровень образования и жизненный опыт, т.к. слишком большие социальные различия между участниками делают свободную и открытую дискуссию практически невозможной. По той же самой причине не следует приглашать на дискуссию сколько-нибудь известных и авторитетных людей, а также тех, кто своим присутствием может помешать свободному обмену мнениями.
В обсуждаемом вопросе у участников должны быть с самого начала хотя бы какие-нибудь точки соприкосновения. Однако полное согласие по всем позициям столь же нежелательно, как и полное несогласие. В первом случае нечего будет обсуждать, а во втором дискуссия угаснет, поскольку участники не смогут общаться, не смогут "услышать друг друга". Там, где нет точек соприкосновения руководитель дискуссии часто может создать их при подготовке и презентации материала для дискуссии. Если, с другой стороны, все придерживаются одинаковых мнений и не видят повода для обсуждения, задача руководителя - показать им, какие проблемы следует обсудить.
Для успешного проведения дискуссии требуется неформальная обстановка. Это надо иметь в виду при планировании дискуссии. У участников должно быть достаточно времени, чтобы они не чувствовали себя чересчур скованными, но в то же время не следует затягивать дискуссию, чтобы избежать скуки. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы все удобно расположились и могли видеть как руководителя, так и других участников. Иногда желательно проводить дискуссию в закрытом помещении, например, в классе или аудитории, в других случаях предпочтительны общественные места. Короче, дискуссия должна проходить в приятной обстановке.
Подготовка
Руководитель дискуссии не обязательно должен быть специалистом по обсуждаемому вопросу. Если же он является таким специалистом, тем лучше -это поможет ему подготовить и провести дискуссию. В случае если он не является специалистом по обсуждаемой проблеме, следует пригласить квалифицированного эксперта и объяснить, какая помощь от него требуется. Задачи специалиста состоят в том, чтобы разъяснять участникам непонятные вопросы и представлять им требуемую фактическую информацию. Хотя руководитель дискуссии и приглашает специалиста, но само собой разумеется, что он обладает необходимыми знаниями для того, чтобы разумно направлять ход дискуссии.
Независимо от того, приглашен ли специалист или нет, в задачу руководителя входит подготовка вводного слова. Цель вводного слова в том, чтобы создать или определить общие взгляды участников по обсуждаемым в ходе дискуссии проблемам. Это можно сделать разными способами: практической демонстрацией, раздачей печатного материала, показом фильма или совместным выездом в поле. Во вступительном слове руководителя формулируется также основная задача дискуссии.
Собственно дискуссия должна делиться на несколько ступеней. Каждая такая ступень имеет свою собственную задачу, подчиненную главной цели. Несмотря на то, что сложно, а иногда невозможно предвидеть, как будет развиваться дискуссия, нужно все же запланировать ее ступени в логическом порядке. Они могут располагаться в таком, например, порядке: переход от обсуждения простых проблем к более сложным, или от обсуждения основной идея с переходом к обсуждению более специфических, частных проблем, или от проблем, имевших место в прошлом к имеющимся проблемам в настоящем и предполагаемым в будущем проблемам и т.д. Поэтому руководителю должна быть присуща гибкость и готовность к альтернативным решениям по ходу дискуссии. Это не значит, что ему не требуется подготовка. Наоборот, альтернативные решения требуют дополнительной подготовки. Неподготовленный руководитель дискуссии, несмотря на всю свою гибкость, не сможет направлять дискуссию. Наоборот дискуссия будет управлять им.
Организация дискуссии
Большая часть всего того, что было сказано о необходимых действиях при организации лекции, относится и к организации групповой дискуссии. Основное отличие в организации этих двух типов учебной деятельности ИКС заключается в том, как сидят учащиеся.
Если есть такая возможность, руководитель и специалист во время дискуссии должны сидеть среди участников. Это нивелирует дистанцию между руководителем и учащимися. Лучше всего посадить участников за круглым столом. Если предполагается использовать наглядные пособия, то можно поставить стулья полукругом, чтобы всем было видно, что оборудование установлено- в нужном месте, находится в исправном состоянии и функционирует нормально. Неисправное оборудование нарушает течение дискуссии.
Если мы предполагаем, что участники захотят что-то записать, мы должны поставить для них столы или парты, а может быть, и положить блокноты и карандаши; Если среди участников имеются курящие и курение разрешено, необходимо поставить пепельницы. Но это луче делать, если дискуссия проводится' на открытом воздухе. Все эти детали создадут деловую обстановку, которая будет способствовать продуктивной дискуссии. Иногда следует запланировать перерыв и обеспечить легкие закуски. Короче, если участники почувствуют, что вы позаботились о их удобствах, дискуссия будет неводить в более непринужденной обстановке.
Перед началом дискуссии не забудьте проверить все еще раз, чтобы не упустить какой-нибудь детали. Вот что нужно проверить:
- Определены ли задачи дискуссии?
- Известны ли участники?
- Оповещены ли заинтересованные стороны?
- Сколько человек придет?
- Достаточно ли стульев, столов и т.д.?
- Подготовлен ли материал, приглашен ли специалист ?
- Готовы ли вы к вступительному слову?
- Какие идеи нужно особо выделить?
- Рассчитали ли вы время, которое займет дискуссия?
- Определены ли проблемы, которые могут возникнуть в ходе дискуссии?
- Обдумали ли вы свою линию поведения в случае неожиданных , трудностей и разногласий?
Проведение дискуссии
Руководитель дискуссии отвечает за обеспечение равноценного и активного участия всех присутствующих. Он не должен позволить кому-то одному завладеть ходом обсуждения, в его задачу входит поощрить высказываться застенчивых. Дискуссия должна быть оживленной, но управляемой. Для этого руководитель показывает проблему с разных точек зрения, но избегает ненужных отклонений от темы и время от времени задает провокационные вопросы, чтобы удержать дискуссию в русле обсуждаемых проблем.
Одна из самых важных обязанностей руководителя - выделять важные моменты и выводы, к которым пришла группа. Для этого он может использовать доску, проектор, или просто устно обобщить сказанное в наиболее важные моменты дискуссии. Эти промежуточные обобщения служат нескольким целям. Во-первых, подчеркиваются выводы, к которым пришла группа, и тем самым избегается повторение тех же самых аргументов. Во-вторых, у участников создается приятное чувство, что дискуссия продуктивна. Кроме того, этим поддерживается интерес и сводятся к минимуму отклонения от темы, участники же дискуссии видят связь между разными стадиями дискуссии. И наконец, это заставляет людей сначала думать, а потом говорить. Если человек видит, что его слова записываются на доску, он будет их лучше обдумывать.
Несколько практических советов, что следует делать и чего следует избегать руководителю дискуссии.
1. Будьте искренни. Не пытайтесь произвести впечатление, что вы все знаете.
2. Слушайте внимательно. Не навязывайте свое мнение группе.
3. Будьте готовы принять новые идеи и взгляды, даже если они не включены в ваш первоначальный план.
4. Будьте терпимы и терпеливы с тугодумами. Не торопите их и ни в коем случае не оскорбляйте их.
5. Будьте справедливыми, дайте каждому члену группы шанс принять участие в обсуждении.
6. Будьте вежливы и сдержанны. Во время обсуждения не касайтесь личных дел.
7. Внимательно следите за тем, что происходит в группе, за поведением как группы в целом, так и отдельных её членов. Следите за их реакцией на ваши слова и на высказывания других учащихся. Замечайте, не делится ли группа на отдельные группировки и не проявляются ли в ней лидеры.
И в заключение следует сказать, что работнику ИКС потребуется много времени и опыта чтобы стать хорошим руководителем дискуссии. Хотя сначала это кажется трудным, ваши усилия окупятся, т.к. однажды, освоив эту методику, вы сможете эффективно и с пользой применять ее в различных целях при реализации обучающих программ ИКС.
4. Организация полевых дней (экскурсия в поле)
В мировой литературе мы встречаемся с нижеследующей посылкой, определяющих привлекательность полевых дней для первичных товаропроизводителей. С незапамятных времен фермер любой страны мира подсматривает через забор за своим соседом, чтобы узнать, что он делает и почему его хозяйство является более преуспевающим. Полевой день, широко используемый ИКС, как один из методов передачи информации, внедрения и распространения инновационных технологий, есть не что иное, как организованная возможность заглянуть через забор к соседу. Может быть поэтому данный прием исключительно популярен среди фермеров.
По сравнению с другими используемыми ИКС приемами и методами работы с товаропроизводителями, полевой день имеет несколько специфических положений.
1. Оторвать фермеров от хорошо известного и, может быть, надоевшего окружения и повседневной рутинной работы, чтобы он смог получить определенный положительный опыт хозяйствования из первых рук, т.е. от такого же фермера, как и он сам. В работе ИКС это превосходный метод изменения отношения первичного товаропроизводителя к достижениям науки и инновационному процессу.
2. В отличие от заранее подготовленной лекции или выставки, где демонстрируемые экспонаты внимательно и заблаговременно отобраны, экскурсия в поле дает прямой доступ фермеру к имеющейся информации по той или иной проблеме. К полученной в поле многообразной информации фермер становится более восприимчив, чем на лекции, а сама информация становится более доказательной.
3. Полевой день предоставляет фермеру возможность более широкого знакомства и общения с людьми вне фермерского хозяйства, улучшения взаимоотношений в социальной среде, расширяет его кругозор, позволяет ненавязчиво влиять на мотивацию товаропроизводителя.
Комбинация и умелое использование этих трех положений работником ИКС делает полевой день наиболее желательным и уникальным методом этой службы. С другой стороны, экскурсия в поле мало приемлема для обучения фермеров навыкам практической работы, особенно с техникой и оборудованием. Это лучше делать на фермерском подворье.
К сожалению, полевые дни информационно-консультационной службой проводятся редко из-за высокой их стоимости, особенно транспортных расходов. Поэтому каждый полевой день должен быть внимательно продуман, четко спланирован и хорошо организован, т.к. его главной смысловой нагрузкой является высокоэффективное обучение фермеров.
4.1. Планирование полевого дня. При постановке задачи проведения полевого дня необходимо принимать во внимание три основных аспекта:
1) полевой день является важнейшим методом обучения товаропроизводителей;
2) проведение полевого дня связано с решением ряда технических проблем, таких как организация транспорта, подбор мест экскурсии, изготовление рекламных материалов и т.д.;
3) так как в работе ИКС полевой день является методом обучения, его эффективность должна получить соответствующую оценку, чтобы выявить преимущества и недостатки данного метода.
Все эти три аспекта должны найти отражение в программе проведения полевого дня, примерное содержание которой приведено ниже.
4.2. Маршрут. Следует иметь в виду, что во время переездов, у вас имеется возможность обсудить с участниками более подробно то, что удалось увидеть во время первой остановки, а также обратить внимание на те новинки, которые могут быть использованы в работе фермерских хозяйств для повышения их эффективности. Именно это является основной задачей полевого дня. Тем не менее, постарайтесь сделать первые остановки как можно ближе от места сбора, пока еще участники не устали и способны к восприятию услышанного и увиденного. Последующие остановки могут быть сделаны на более длинной дистанции маршрута. Это даст вам больше времени для возвращения домой, когда люди уже устали, но способны продолжить обсуждение определенных проблем в более спокойной обстановке. Наиболее эффективным и экономичным маршрутом, будет маршрут организованный по кольцу, если для этого имеются возможности.
4.3. Количество участников. После того как работник службы ИКС наметил места проведения экскурсий, необходимо определить количество его участников. Это зависит от трех факторов: