Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение инфляции: ее сущности, форм и социально - экономических последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы инфляции;
2. изучить теорию инфляции, истоки ее проявления.
Введение ……..…………………………………….........................................3
Глава 1 Сущность инфляции……………………………………..……….....6
1.1. Понятие инфляции…………….…………………………………….…...6
1.2. Основные виды и типы инфляции………………………………………8
1.3. Причины возникновения инфляции.………………………………..…17
Глава 2 Социально-экономические последствия инфляции……………..20
2.1. Перераспределение доходов и богатства……………………………..20
2.2. Ускоренная материализация денежных средств………………………22
2.3. Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы………………………………………………………………...…24
Глава 3. Антиинфляционные меры…………………………………………..27
3.1. Основные подходы и методы в борьбе с инфляцией………………….27
3.2. Современные тенденции в динамике инфляции в мире и в России.…32
Заключение ……………………………………………………………….…..35
Список использованной литературы ………………………………………37
В то же время нельзя любой рост цен рассматривать как инфляцию. Наоборот, повышение цен может быть неинфляционным и происходить под воздействием других причин.
Виды инфляции:
В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции.
1. Ползучая
инфляция - темп роста цен –
10% в год. Это умеренный рост
цен, который не оказывает
Этот вид инфляции характерен для
стран с развитой рыночной экономикой.
2. Галопирующая инфляция-темп роста
цен – до 300-500% в год месячные темпы роста
измеряются в двухзначных числах. Такая
инфляция оказывает негативное влияние
на экономику: сбережения становятся убыточными
(% по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные
инвестиции становятся слишком рискованными,
уровень жизни населения значительно
сокращается.
Такая инфляция характерна для
стран со слабой экономикой или стран
с переходной экономикой.
3. Гиперинфляция - темп роста более
50% в месяц. В годовом исчислении более
десяти тысяч процентов. Такая инфляция
действует разрушительно на экономику,
уничтожая сбережения, инвестиционный
механизм, производство в целом. Потребители
пытаются избавится от «горячих денег»,
превращая их в материальные ценности.
Для стран с неустойчивой экономикой,
развивающейся или переходной, критерий
начала гиперинфляции значительно выше.(сноска
2)Обесценение денежных средств происходит
настолько стремительно, что цены могут
пересчитываться ежедневно и даже по несколько
раз в день. Гиперинфляция вызывает "бегство
от денег", разрушает банковскую систему
и парализует не только производство,
но и сам механизм рынка. Ожидание гиперинфляции
создает панические настроения в бизнесе.
Критерии гиперинфляции различаются по странам. Очень высокие темпы инфляции - еще не гиперинфляция. Как определить, перешла ли страна через черту гиперинфляции, и когда можно считать, что гиперинфляция преодолена? Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов - 1000% в год. Однако, полезно рассмотреть критерий гиперинфляции по Кейгану. Американский экономист полагает, что гиперинфляцией в развивающихся странах можно считать темпы прироста уровня цен, более 50% в месяц, что при пересчете на годовые темпы инфляции составляет 1300%(сноска3). Преодоленной гиперинфляция считается в том месяце, если в течение предшествующих ему 12 месяцев темпы инфляции не превышали 50% в месяц, что при переменах на годовые темпы инфляции составляет 13000% (3).Преодоленной гиперинфляции считается в том месяце, если в течение предшествующих ему 12 месяцев темпы инфляции не превышали 50%.
Причины инфляции:
Основные
различия при подходе к теории
инфляции заключаются в определении
ее причин, в качестве которых выдвигаются
превышение денежной массы над товарной,
эмиссия, несоответствие темпов роста
производительности труда и заработной
платы, дефицит бюджета, избыточные
инвестиции, чрезмерный рост заработной
платы и издержек производства и
др.
Однако, инфляция, хотя и
проявляется в росте товарных цен, не может
быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социально-экономическое
явление, порождаемое диспропорциями
воспроизводства в различных сферах рыночного
хозяйства. Вообще, корни такого явления,
как инфляция, кроются в ошибках проводимой
государственной политики. Обычно инфляция
имеет в своей основе не одну, а несколько
взаимосвязанных причин и проявляется
она не только в повышении цен. 3
Сущность инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках ( на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономики, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.
В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность предложения по отношению к спросу сохраняет форму дифицета, не перерастая (при прочих равных условиях) в открытую инфляция. Не которые зкономисты пологают, что дифицит - это антипод открытой инфляции: если отпустить цены, то дифицит быстро исчезнит, но за это придется "заплатить" повышением общего уровня цен. Поэтому многие эконости считают дефицит проявлением инфляции в скрытой форме.
Именно в виде тотального дефицита, развивающегося на всех уровнях производства и потребления, проявляется инфляция в экономике с негибким, фиксированным ценообразованием, т.е. централизованной экономике(например, в командно-административной системе), где решение об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Нарастающий дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического и черного рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары,растут в унисон с дефицитом. Это- скрытая форма инфляции, или подавленная инфляция.
Напротив, проявление дисбаланса между спросом и предложением в виде открытой формы инфляции, т.е. в росте цен, сопровождается снижением покупательной способности и обесценением денег по отношению к конечным товаром и ресурсам.
Однако инфляция не означает, что абсолютно все цены в экономике стремятся к повышению. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправленно на межотраслевом внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Её сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.
Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах.
Необходимо иметь в виду, что не любое повышение цен- инфляция. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклонами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким- либо другим причинам(сноска1), инфляцией не является. Поэтому при оценки инфляции необходимо очистить цены от неинфляционных колебаний. Так, если в экономике ежемесячный темп инфляции составляет 7%, а цены на сельскохозяйственную продукцию сезонно снизились, скажем, на 15%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.
В рыночной экономике с гибкими ценами инфляция выражается в том, что рост денежной массы определяет увеличение товарной массы (т.е., по образному выражению "...слишком много денег гоняется за малым количеством товаров").
На денежном рынке деньги выступают как объект спроса и предложения. В свою очередь цены подразделяются на реальные и номинальные, т.е. не очищение от инфляции, ставка процента, выполняющая роль ценового сигнала на денежном рынке, подразделяется на номинальную и реальную.
Когда экономическая наука взялась за более глубокие исследования, то было обнаружено, что у инфляции есть несколько причин и сама она бывает разной.
Выделяют инфляцию спроса, когда люди, коммерческие фирмы и правительство в ему обстоятельств тратят больше денег, чем стоят производимые страной товары. Иными словами, спрос в целом оказывается больше суммарного предложения товаров, а это неизбежно ведет к росту цен. В данном случае - к росту общего уровня цен, т.е. к инфляции. Эту ситуацию экономисты любят описывать фразой : " Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".
Инфляция спроса хорошо известна и нашей стране.Она сохранялась здесь на протяжение всего периода существования планово - командной системы. Вот только её проявление были особыми.
Поскольку все цены жестко фиксировались государством, то избыточные деньги не смогли вызвать одорожания товаров на прямую. И поэтому здесь инфляция приобрела форму роста неудовлетворенного спроса.4
Проще говоря, она вылилась в СССР в постоянную дефицитность почти всех товаров.
Не менее грозна инфляция затрат, когда цены растут в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров.
Если разжимные цены повышаются, то покупательная способность заработной платы падает, и под давлением работников её приходится повышать. Это вызывает в свою очередь рост затрат на производство потребительских товаров. Компенсировать такой рост затрат приходится новым повышением цен. В итоге рост цен становится как бы самоподдерживающимся, и его темпы неуклонно повышаются.
Наряду с ростом заработной платы, опережающим повышение производительности труда, причиной инфляции издержек нередко становится удорожание материалов или энергии, опережающие темпы внедрения ресурсосберегающих технологий производства.
Все эти проблемы становятся во много раз более серьезными, когда страна попадает в полосу гиперинфляции.
Дело в том, что при гиперинфляции никакие торговые сделки не могут по скорости догнать рост цен. И пока товар продается, затраты на получение (производство) следующей его партии возрастают настолько, что полученной выручки на их покрытие уже не хватает. Выгоднее становится не продавать товары за быстро обесценивающиеся деньги, а на прямую менять их на другие товары. На смену нормальной торговли проходит бартер со всеми его недостатками.
По вполне понятным причинам происходит также и умирание сбережений.
При высокой инфляции тем более при гиперинфляции предприятия и коммерческие организации не могут найти деньги для реализации домосрочных и крупных проектов. Им либо вообще не дают денег на долго (в 1992 - 2000г.г. российские банки почти не одалживали денег на срок более трех месяцев), либо требуют за пользование деньгами такую высокую плату, которая заемщикам не по карману.
1.3. Причины возникновения инфляции
Что же вызывает инфляцию, каковы ее причины. И можно ли ее устранить?
Эти вопросы всегда были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам.
Обосновывалось это тем, что, пока деньгами были золотые монеты, количество денег в обращение жестко зависело от золотого запаса страны. А значит, вроде бы нельзя было напечатать "пустые", т.е. не обеспеченные золотом, деньги. Правда, история полна примеров "порчи денег", когда короли и императоры жульнически выпускали неполновесные монеты, увеличивая свои доходы.
Да и во времена золотых денежных систем вспышки инфляции случались. Примером служит Колумбова "революция цен".
Главный аргумент против бумажных денег состоял в том, что такие деньги правительства, которым вечно не хватает средств, могут напечатать в любом количестве. А появление в обращение денег, которые не обеспечены реальным золотом или ценными товарами, и порождает инфляцию.
Конечно, определенный резон в этом утверждении есть. Наглядным примером служит история Германии. После Первой мировой войны здесь разыгралась бешенная инфляция: цены за 1920-1923 г.г. возросли в триллион раз, а денежная масса составила 296 квинтиллионов марок! И виновато в этом в значительной мере было правительство страны. Оно пыталось вытащить страну из разрухи, заставляя центральный банк выпускать всё больше денежных знаков.
Однако даже после того, как во многих странах миссия денег была взята под строгий контроль парламентов, инфляция не исчезла.
Причинами
возникновения инфляции могут быть как
внутренние, так и внешние.
К внешним причинам относятся,
в частности, сокращение поступлений от
внешней торговли, отрицательное сальдо
внешнеторгового и платежного балансов.
Так, например, инфляционный процесс в
России усиливали падение цен на мировом
рынке на топливо и цветные металлы, составляющие
важную статью нашего экспорта, а также
неблагоприятная конъюнктура на зерновом
рынке в условиях значительного импорта
зерновых.
Внутренние причины чаще всего
скрываются в неверной финансовой политике
государства.5
Важнейшими причинами инфляционного
роста цен являются:
1. Диспропорциональность или несбалансированность
государственных доходов и расходов.
Эта
несбалансированность выражается в дефиците
государственного бюджета. Если этот дефицит
финансируется за счет займов в Центральном
эмиссионном банке страны, то есть за счет
печати новых денег, то это приводит к
росту массы денег в обращении и, следовательно,
к росту цен.
2. Общее повышение уровня цен связывается
современной экономической теорией с
изменением структуры рынка.
Структура современного рынка все менее
и менее напоминает структуру рынка совершенной
конкуренции, и в значительной степени
напоминает олигополистическую. А олигополия
имеет возможность в известной степени
влиять на цену. Таким образом, олигополисты
напрямую заинтересованы в усилении "Гонки
цен", а также, стремясь поддержать высокий
уровень цен, заинтересованы в создании
дефицита (сокращении производства и предложения
товаров). Монополисты и олигополисты
препятствуют росту эластичности предложений
товаров и связи с ростом цен. Ограничение
притока новых производителей в отрасль
олигополия поддерживает длительное несоответствие
спроса и предложения.
3. "Инфляционные ожидания".