3.Налаживание
снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные
связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему
крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры
могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога
на добавленную стоимость, стимулирующего
в современных условиях хозяйствования в России рост
инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль
или налог с продаж, дифференцировав его
ставки в зависимости от роста рентабельности и
роста объемов производства, что будет
нацеливать производителей на рост массы,
а не только нормы прибыли (некоторое время
в России успешно сосуществовали налог
с продаж и налог на добавленную стоимость, чего, кстати,
не было ни в одной другой стране. В результате
почему-то отменили именно налог с продаж,
хотя его собирать проще всего).
5. На время
кризиса необходимо централизовать
банковскую систему России, имея
в виду обязательное исполнение
коммерческими и инвестиционными
банками директив центрального банка по
приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий,
соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации
потребительского рынка целесообразно:
а) создать
систему стимулирования развития мелкого
бизнеса в сфере производства и услуг.
Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений
и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью
последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование
малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности,
когда риск разорения особенно значителен;
б)создать
условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов
на предприятиях, в учреждениях и по месту
жительства для закупки и реализации продовольственных
и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету)
по бесприбыльным розничным ценам. Такого
рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне
кооперативного сектора. Собственно говоря, стихийно
такие структуры уже давно возникли, необходимо просто легализовать их существование и
оказать им необходимую государственную
поддержку.
7. В течение кризисного периода следует
также проводить рациональную государственную
политику защиты внутреннего рынка и строгого
контроля частной экспортной деятельности.
Все экспортные операции должны осуществляться через немногие
крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством
и выполняющие экспортные операции на
комиссионных налогах.
3.2. Современные тенденции в динамике
инфляции в мире и в России
Мировой опыт подтверждает приоритетность
цели снижения инфляции
в экономической
политике, а также свидетельствует
о наличии богатого арсенала инструментов
для ее достижения. В последние
полтора десятилетия для мировой
экономики было характерно значительное
снижение темпов инфляции. Эта тенденция
стала общей как для развитых,
так и для развивающихся стран.
Существенно сократились волатильность
и инерционность инфляции. Последнее
свидетельствует о том, что
в условиях ценовой стабильности
воздействие негативных шоков
стало менее глубоким и продолжительным,
чем ранее. Средние темпы инфляции
в промышленно-развитых странах
являются низкими с начала 1990-х
годов, что отражает успехи
в проведении мер по стабилизации
инфляции 1970-х — начала 1980-х годов.
В частности, ее темпы в среднем
колеблются на уровне 2—3%, хотя
в начале 1980-х годов они составляли
около 9%. Низкие и в основном
постоянные показатели инфляции
весьма близки к объявленным
или подразумеваемым центральными
банками целевым показателям
инфляции. С начала 1990-х годов
средние темпы инфляции существенно
снизились и в странах с
формирующимся рынком — во
многих случаях с двух-трехзначных
величин до примерно 5% в настоящее
время. Этот низкий уровень
инфляции, имеющий тенденцию к
сокращению, является достижением
по сравнению с периодом, когда
она оставалась высокой вследствие
повторяющихся периодов вялой
налогово-бюджетной и денежно-кредитной
политики в сочетании с шоками
цен на биржевые товары. Указанные
показатели инфляции отражают
все большее стремление органов
власти поддерживать инфляцию
на низком и стабильном уровне.
Такой сдвиг в политике отчасти
обусловлен предшествующим опытом
высокой и изменчивой инфляции
как в странах с формирующимся
рынком, так и в странах с
развитой экономикой. В начале 1980-х
годов видимые издержки, связанные
с двухзначными темпами инфляции,
увеличились, так как ее высокий уровень
совпал с низким экономическим ростом
и безработицей. Правительства стран с
развитой экономикой первыми отреагировали
на эту ситуацию, начав укреплять институциональные
основы и проводить экономическую политику
с целью повышения стабильности в денежно-кредитной
сфере. Снижение внешней инфляции, использование
опыта успешной политики в развитых странах
и общественное недовольство инфляцией
обусловили последующий переход к политике,
направленной на поддержание низкой инфляции,
и в странах с формирующимся рынком. Кроме
того, инфляционное финансирование бюджетных
дефицитов стало менее распространенным
благодаря постепенному развитию внутренних
финансовых рынков и расширению независимости
центральных банков. Проведению более
осмотрительной денежно-кредитной политики
также способствовала глобализация, проявляющаяся
в открытии национальных экономик. В результате
всех положительных преобразований наблюдаются
подвижки в шкале интенсивности инфляции
(см. приложение, рис. 1). Если раньше умеренной
считалась инфляция на уровне 15—30%, то
сейчас интервал уменьшился до 7—10%. На
фоне широкомасштабной стабилизации инфляции
на низком уровне крайне неблагоприятно
выглядят страны, характеризующиеся относительно
высокими темпами роста цен. Россия, достигнув
однозначной величины инфляции — 9%, может
теперь считаться экономикой с умеренной
инфляцией. Но достаточно ли этого на нынешнем
этапе? Насколько инфляция такого уровня
вредна для экономики? При всех очевидных
успехах антиинфляционной политики российских
денежных властей в посткризисный период
уровень инфляции в стране остается относительно
высоким даже в сравнении с другими странами
СНГ, не говоря уже о странах Центральной
и Восточной Европы. В 2006 г. среди стран
бывшего СССР только в Молдове и Таджикистане
инфляция была выше, чем в России (см. приложение,
рис. 2). Снижение инфляции в России до уровня
менее 3% в настоящее время является одной
из основных задач экономической политики.
Более 20 стран ввели механизм так называемого
инфляционного таргетирования (ИТ). Достижение
целевых ориентиров по инфляции становится
важнейшим показателем экономической
политики любой страны. Такая роль низкой
инфляции вытекает из достигнутого консенсуса
по поводу негативных последствий высокой
инфляции.
Заключение
Согласно вышеизложенному, можно
сделать вывод, что чаще всего
инфляция является следствием
какой-то деятельности правительства,
изменении политики государства,
а во вторую очередь с наступлением
войны и других катаклизмов.
Прежде всего от инфляции страдает
основная масса населения, то
есть рабочие, служащие и т.д.,
тех, кто получает относительно
фиксированные денежные доходы
и "субсидирует" тех, чьи
денежные доходы меняются. Непредвиденная
инфляция наказывает владельцев
сбережений. Она приносит выгоды
получателям займов за счет
кредиторов. Некоторые семьи, владеющие
недвижимостью или держащие какие-то
финансовые активы, могут и выиграть
и проиграть при инфляции, т.к.
при инфляции Финансовые активы
могут обесцениваться, а недвижимость
обязательно растет в цене.
Суть инфляции состоит в росте цен, ведущем
к обесценению денег. Наука различает
инфляцию спроса и инфляцию затрат, каждая
из которых способна сформулировать у
людей инфляционные ожидания. Особенно
опасной для экономики является гиперинфляция,
которая крайне затрудняет торговлю, снижает
склонность людей к сбережениям и делает
невозможным вложение денег в хозяйственные
операции10.
Инфляция
– сложное, многофакторное, социально-экономическое
явление.
Среди причин его развития
– внутренние и внешние, экономические
и
неэкономические.
Проведя анализ доступной отечественной
и зарубежной литературы и,
исходя
из изложенных цели и задач
работы, можно сделать следующие
выводы:
-Стабильность
цен является одной из важнейших
макроэкономических проблем.
-Инфляция
– это повышение среднего (общего)
уровня цен. Существует
несколько
типов инфляции, которые нелегко
на практике отличить друг
от
друга,
т.к. они тесно связаны и
постоянно взаимодействуют.
В результате инфляции у большинства
домашних хозяйств снижаются
реальные доходы, их жизненный
уровень падает, происходит обесценивание
сбережений, в обществе растет
нервозность, социальное напряжение.
Инфляция дезорганизует производство,
отрицательно сказывается на
объемах производства, нарушает
инвестиционный процесс. От инфляции
могут выиграть те экономические
субъекты, которым удается в условиях
инфляции увеличивать свои доходы
более быстрыми темпами, чем
возрастают цены, а также заемщики,
в том числе правительство,
в случае неожиданного ускорения
инфляции.
Правительство каждой страны, находящейся
в кризисе, должно проводить
антиинфляционную политику. Методы
борьбы с инфляцией могут быть
адаптационные (меры по приспособлению
и сдерживанию инфляции) и радикальные
(проведение денежных реформ).
Можно подчеркнуть, что последствия
инфляции в сфере перераспределения
произвольны в том смысле, что
они возникают независимо от
целей и ценностей общества. У
инфляции отсутствует общественное
сознание, поэтому она берет у
одних и дает другим, будь то
богатые или бедные, молодые или
старые, здоровые или больные.
Список
использованной литературы
I Учебные издания.
Курс экономической теории: учебник –
5-е исправленное, дополненное и переработанное
издание – Киров: «АСА», 2006г. с. 552
Курс экономической теории под.
ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993
Сажина М. А., Чибриков Г. Г.
Экономическая теория: Учебник для
вузов. – М.: НОРМА, 2002 г.
Современная экономика: учебное пособие
/ кол. авторов, под ред. О.Ю. Мамедова - :
КНорус, 2010- С.200
Теория переходной экономики
под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997
Учебник по основам экономической
теории. Под ред. Камаева В.Д., М.:
Владос, 1994 г.
Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс
экономической теории.// Киров, 1994.
Экономика: учебник для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. «Экономика»
/ И.В. Липец.-5-е изд. перераб.- М.:Издательство
«Омега – Л», 2010. – С. 461
Экономика: учебник для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. «Экономика»
И.В. с 183
Экономическая теория. Под ред. А.С. Булатова.
– М.: БЕК, 1997 г.
III Сборники научных
трудов
Макконнелл К., Брю С. Экономикс.
Республика, 1992 г.
Самуэльсон П.А. Экономика. //М: 1993.
IV Книжные издания
Инфляция и антиинфляционная
политика в России. Под ред.
Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы
и статистика. 2000 г.
VI Статьи
Научно – практический
и теоретический журнал «Финансы
и кредит» - 2010 - №27 – с.72
VIII Интернет-ресурсы
http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной
статистики.
1
Научно – практический и теоретический
журнал «Финансы и кредит» - 2010 - №27 – с.72
2
Экономика: учебник для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. «Экономика»
И.В. с. 98-121
3 Современная
экономика: учебное пособие / кол. авторов,
под ред. О.Ю. Мамедова - : КНорус, 2010- С. 163-201
4 Теория переходной
экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997
с. 76-112
5 Инфляция и
антиинфляционная политика в России. Под
ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика.
2000 г. С. 136-171
6 Сажина М. А.,
Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник
для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г. С. 183-211
7 http://www.gks.ru –
Федеральная служба государственной статистики.
8 Экономическая
теория. Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК,
1997 г. С.69-102
9 Инфляция и
антиинфляционная политика в России. Под
ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика.
2000 г. 108-134
10
Экономика: учебник для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. «Экономика»
И.В. Липсиц. – 5-е изд. перераб. – М.: Издательство
«Омега – Л», 2010. – С.461