Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении влияния инфляции на макроэкономические показатели и конъюнктура товарных рынков.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ...............................................................................................5
1.1. Сущность, типы и виды инфляции.................................................................5
1.2. Причины и социально-экономические последствия инфляции..................8
1.3. Антиинфляционная политика государства................................................11
ГЛАВА II. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЁ ВИДЫ.......................................14
2.1. Факторы влияющие на конъюнктуру...........................................................14
2.2. Основные особенности конъюнктурных исследований.............................18
2.3. Конъюнктура и прогнозирование рынка.......................................................21
ГЛАВА III. МОНИТОРИНГ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА
I. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ................
1.1.
Сущность, типы и
виды инфляции.................
1.2.
Причины и социально-
1.3.
Антиинфляционная
политика государства..........
ГЛАВА
II. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
И ЕЁ ВИДЫ..........................
2.1.
Факторы влияющие
на конъюнктуру................
2.2.
Основные особенности
конъюнктурных исследований..................
2.3.
Конъюнктура и
прогнозирование
рынка.........................
ГЛАВА III. МОНИТОРИНГ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Важность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.
Одно из определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившихся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка.
Конъюнктура хозяйства, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.
Конъюнктурные исследования один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся направления развития рынка в ближайшие месяцы.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении влияния инфляции на макроэкономические показатели и конъюнктура товарных рынков.
Задачами данной курсовой работы являются:
1. Раскрыть понятие инфляции, ее сущность, типы, виды, причины и последствия.
2.
Рассмотреть конъюнктуру
3.
Проанализировать мониторинг
Предметом изучения данной курсовой работы является инфляция как форма макроэкономической нестабильности, ее причины и социально-экономические последствия.
Объектом изучения выступает мониторинг товарных рынков как форма исследования конъюнктуры в промышленности.
Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
1.1. Сущность, типы и виды инфляции
В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие". Существует несколько определений инфляции. Рассмотрим некоторые из них:
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения.
Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. При определении инфляции — этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому инфляция — это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег. В случае если товарная масса превышает денежную, экономике присуща дефляция.1
Из всех этих определений вытекает, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызывает расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий. Важно отметить, что инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно.
Инфляция – это снижение покупательной способности денег, проявляющееся в первую очередь через относительный быстрый рост цен. Существует два основных типа инфляции: скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг в противостоящей ей денежной массой.
Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработная плата контролируется и определяются государством. Она проявляется через товарный дефицит, через ухудшение качества выпускаемых товаров. Товарный дефицит приводил к тому что деньги переставали выполнять свои функции, так для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались еще специальные талоны.
Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.
В то же время нельзя любой рост цен рассматривать как инфляцию. Наоборот, повышение цен может быть неинфляционным и происходить под воздействием других причин.
В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции:
1. Ползучая инфляция - темп роста цен – 10% в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот вид инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой.
2. Галопирующая инфляция - темп роста цен – до 300-500% в год месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (% по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.
3. Гиперинфляция - темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении более десяти тысяч процентов. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавится от «горячих денег», превращая их в материальные ценности.2
1.2. Причины и социально – экономические последствия инфляции
Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.
Однако,
инфляция, хотя и проявляется в
росте товарных цен, не может быть
сведена лишь к чисто денежному
феномену. Это сложное социально-
К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Так, например, инфляционный процесс в России усиливали падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.
Внутренние причины чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства. Важнейшими причинами инфляционного роста цен являются:
1.Диспропорциональность
или несбалансированность
2.Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
Информация о работе Инфляция и хозяйственная конъюнктура в промышленности