Инфляция и хозяйственная конъюнктура в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении влияния инфляции на макроэкономические показатели и конъюнктура товарных рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ...............................................................................................5
1.1. Сущность, типы и виды инфляции.................................................................5
1.2. Причины и социально-экономические последствия инфляции..................8
1.3. Антиинфляционная политика государства................................................11
ГЛАВА II. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЁ ВИДЫ.......................................14
2.1. Факторы влияющие на конъюнктуру...........................................................14
2.2. Основные особенности конъюнктурных исследований.............................18
2.3. Конъюнктура и прогнозирование рынка.......................................................21
ГЛАВА III. МОНИТОРИНГ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

     Спрос может иметь следующие виды:

     1. Отрицательный спрос - изучить источник сопротивления, определить, может ли программа маркетологов изменить негативное отношение путем переделки товара и более активного стимулирования.

     2. Отсутствие спроса - потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему. Задача маркетологов - отыскать способы увязки присущих товару свойств с естественными потребностями и интересами человека.

     3. Скрытый спрос - много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует. Задача маркетологов - определить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

     4. Падающий спрос - маркетологи должны проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков и изменения характеристик товара.

     5. Нерегулярный спрос - сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Задача маркетолого - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения (синхромаркетинг).

     6. Поддерживаемый спрос - случай, когда фирма удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетологов - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию Фирма должна заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий. 12 

     2.2. Основные объекты конъюнктурных исследований

     Задача  конъюнктурных исследований состоит  в определении степени воздействия  отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

     Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры:

     1. Общехозяйственный – показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов. Включает следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы); научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации, специализацию производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; систему региональных рынков и ее структуру; характеристики реализуемых товаров; факторы, влияющие на формирование региональных рынков; уровень экономического развития; распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением; соотношение цен на конкурирующие товары; накопление товарных запасов; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

     2. Отраслевой – показывает положение в отрасли национального или

мирового  хозяйства.

     3. Отдельного товара – показывает положение отдельного товара в

масштабе  мирового, национального или регионального рынка.13

     Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.

     Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

     Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

     При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые  могут дать количественную оценку различным  изменениям, которые происходят в  экономике исследуемой отрасли.

     Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей:

   1. Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

   2.  Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной и оптовой торговле – перечисленное относится к показателям внутрирегиональной торговли.

   3. Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок  Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.

   4. Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.14

     Основной  характеристикой конъюнктуры рынка  является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется  в поведении цен, скорости оборачиваемости  товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.

     При благоприятной конъюнктуре достигается  сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

     Успех конъюнктурных исследований зависит  от скорости получения объективной  и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.

     Главные требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов: определение круга показателей; разработка схемы передачи информации во времени и пространстве; объём и форма представления информации.

     При изучении конъюнктуры рынка ведутся  систематические наблюдения за всеми  экономическими показателями, изменение  которых показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор. 

     2.3. Конъюнктура и прогнозирование  рынка

     Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

      Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.  Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

     Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

     Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

     Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

     Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

     Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование. 15

     Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки. Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.

     В общем виде разработка прогноза рынка  имеет четыре этапа: установление объекта прогнозирования; выбор метода прогнозирования; процесс разработки прогноза; оценка точности прогноза.

     Установление  объекта прогнозирования – важнейший этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.

В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и  последующей корректировкой результатов  прогнозных расчетов.

     Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.

     Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.

Информация о работе Инфляция и хозяйственная конъюнктура в промышленности