Инфляция и хозяйственная конъюнктура в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении влияния инфляции на макроэкономические показатели и конъюнктура товарных рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ...............................................................................................5
1.1. Сущность, типы и виды инфляции.................................................................5
1.2. Причины и социально-экономические последствия инфляции..................8
1.3. Антиинфляционная политика государства................................................11
ГЛАВА II. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЁ ВИДЫ.......................................14
2.1. Факторы влияющие на конъюнктуру...........................................................14
2.2. Основные особенности конъюнктурных исследований.............................18
2.3. Конъюнктура и прогнозирование рынка.......................................................21
ГЛАВА III. МОНИТОРИНГ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

     3.Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию. 3

     В каждой стране течение инфляции имеет  свой характер. Так, сразу после. Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата».

     Инфляция  приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остаётся стабильным или растёт медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается.

     В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и предприятий результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.4

     Инфляция  приводит к тому, что никому не выгодно  делать долгосрочные инвестиции, так  как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразными оказываются только те инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причём, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценивание. Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства.

     Инфляция  уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в  банке, облигация, страховка или  наличные деньги. Люди стараются не делать сбережения. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведёт к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

     Доходность  сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента отрицательной т.е. меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее «бегство от денег», которое в свою очередь усиливает рост цен.

     При развитии инфляции вкладчики вынуждены  искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей – потребительских  товаров длительного пользования.5 

     1.3. Антиинфляционная  политика государства

     Как показывает мировая практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.

     Решая проблему борьбы с инфляцией, следует  уяснить два момента:

   1. рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционная по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;

   2. борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической политике.6

     Антиинфляционную  политику государства можно условно  подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

     В стратегическом плане первая и важнейшая  задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайне мере два условия.

     Первое – всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции, осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.

     Второе  – существовало правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.

     Другим  неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства  является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.

     Для того чтобы денежная политика была антиинфляционной, указанный лимит  надо удерживать в течении дополнительного  времени вне зависимости от состояния  бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т. д.

     Третья  задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства. 7

 

ГЛАВА II. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЕ ВИДЫ

       2.1. Факторы влияющие на конъюнктуру рынка

     Изучение  конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие  развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на: постоянные, временные, циклические, нециклические.

     К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.8

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

     Под видами конъюнктуры понимается цена, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке. Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

     Факторами спроса и предложения выступают изменение объема спроса (предложения) и изменение функции спроса (предложения). Определенными условиями, при которых приобретаются товары, являются:

– располагаемый доход;

– цена товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых товарозаменителей;

– цена товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара;

–условие ожидания изменения цен в будущем;

–численность населения;

–вкусы и предпочтения потребителей.9

     Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

изменение в полезности вещи;

– изменение доходов (больше купить за такую же цену);

– изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается);

– конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.10

     Эффект  дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче. Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

     Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными  товарами, те товарами, спрос на которые  увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

     Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать  низкокачественные товары.

     Если  низкокачественные товары занимают незначительное место в общем  объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее  количество низших товаров. Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

     Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в том, что  с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. "Эффект Веблена" предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них. 11

       В нормальных условиях существует  зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит  к отрицательному наклону кривой  спроса. Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени.

     Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при  определенных условиях: цена данного товара; цены на исходные ресурсы; цены на другие товары; наличие необходимых ресурсов; характер применяемой технологии; инфляционные ожидания; налоги и дотации; природно-климатические условия; количество продавцов.

Информация о работе Инфляция и хозяйственная конъюнктура в промышленности