Инфляция и политика регулирования доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы. Однако история показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работы, периодически возникающие экономические кризисы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Доходы………………………………………………………………………....4
1.1. Понятие доходов......................................................................................4
1.2. Формы доходов…………………………………………………………7
2. Политика регулирования доходов………………………………....................9
2.1. Зачем нужно регулировать доходы. Какие цели это имеет………….9
2.2. Способы регулирования доходов…………………………………….12
2.3. Почему в условиях инфляции регулирование доходов приобретает первостепенное значение………………………………………………..16
2.4. Как можно в современных условиях регулировать доходы в условиях инфляции……………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………...22
Приложение 1……………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

инфляция и политика регулирования дохожов.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)
ify">Люди не могут оправиться от шока, вызванного обесценением сбережений населения в Сбербанке РФ. Либерализация цен 1992 г. и "шоковая терапия" 1993 г. уничтожили 96% сбережений населения, что составило 358 млрд. руб. в ценах 1991 г. Было бы нереально рассчитывать на справедливую компенсацию вкладов (слишком велики требуемые для этого суммы). Но игнорировать весомость этих потерь при характеристике отношения граждан к государству и оценке степени их доверия к власти нельзя. Ограниченные бюджетные ресурсы, выделяемые на социальные цели, призваны покрыть и индексацию заработной платы и пенсий, и выплаты льгот, пособий и компенсаций. Но прибавки оказываются мизерными, люди их практически не ощущают. Что же касается основных денежных доходов трудящихся, то низкий уровень заработной платы (особенно в бюджетном секторе экономики) и уравниловка в ее распределении даже оплату труда превращают в разновидность социального пособия.

Нынешняя благоприятная экономическая ситуация в России расширяет возможности государства в проведении политики поддержания и некоторого повышения доходов граждан. Однако до последнего времени эту политику нельзя было признать активной, поскольку она сводилась практически к попеременной индексации различных видов доходов, охватывала те или иные категории населения в целом, независимо от степени нуждаемости семей. Такое "размазывание" средств, быть может, и правильное в период острого кризиса или сразу после него, неприемлемо сегодня. Тем не менее, уже два года сохраняется своего рода застой, когда положение в социальной сфере вроде бы уже не катастрофическое, но явных позитивных сдвигов все еще не наблюдается. Status quo поддерживается исключительно за счет высоких мировых цен на энергоносители, а в большинстве отраслей, не связанных с экспортом, экономического роста нет и пока не предвидится.

Правительству нужно сделать ход: изменить стратегию социально-экономического развития, в том числе и с помощью политики доходов. Важно создать условия для экономического роста в наукоемких отраслях, обновления техники, замещающей дешевый живой труд. Тогда страна уже не будет так сильно зависеть от мировой конъюнктуры цен на энергоносители. И делать это нужно уже сегодня, пока держатся высокие мировые цены на нефть и газ.

Политика доходов призвана активизировать трудовые усилия населения, направить их на возрождение ключевых для прогресса народного хозяйства отраслей: науки, системы образования, здравоохранения, промышленности высоких технологий, которые в эпоху третьей промышленной революции приобретают решающее значение. Ведь именно внедрение высоких технологий, основанных на новых знаниях, дает беспрецедентное удешевление продукции и услуг. Напомним, что США и страны ЕС тратят от 2,3 до 2,6% ВНП именно на научные исследования. Россия же снизила свои и прежде небольшие (по сравнению с Западом) затраты на финансирование науки более чем вдвое: до 0,23% в 1998 г.

Государственная политика доходов должна создавать работникам стимулы к эффективному труду в ключевых для экономического роста отраслях экономики. Это поможет прекратить отток лучших кадров за границу и в частный сектор экономики, где их потенциал в большинстве случаев используется не по назначению и уж, конечно, не на поприще разработки высоких технологий. Нужна более значительная и обоснованная межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы, преодоление уравнительности, а нередко и произвола работодателей в оплате труда наемных работников. Одним из ключевых моментов упорядочения всей системы распределительных отношений является легализация скрытых доходов населения.

 

 

 

2.2. Способы регулирования доходов

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.[5]

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Почему в условиях инфляции регулирование доходов приобретает первостепенное значение

История инфляции  в стране делится на несколько этапов . В 1992-1994 гг. гиперинфляция обеспечила перераспреде­ление и концентрацию доходов  в руках нового социального слоя предпринимательства за счёт  обесценения сбережений и снижения в 2-4 раза заработной платы и пенсии, массовых финансовых афер.

В 1994-1998 гг. цены увеличились в интересах торгово-финансовой и бю­рократической элиты. Быстро росли и банкротились банки, выкачивая доходы и накопления реального сектора экономики. Оптовики брали мзду и поставщиков, и с потребителей, доводя маржу до 100-200% цены. Правительство выпускало на сотни триллионов рублей необеспеченных государственных облигаций, построив официальную финансовую пирамиду, Все это привело к дефолту всей экономической политики.

Инфляция 1999-2005 гг. в основном ведет к перераспределению ресурсов в пользу производственной инфраструктуры, электроэнергии и всего ТЭКа, транспорта, ЖКХ. Сохраняется завышенная оценка стоимости банковских и торговых услуг.

На 2007-2010 гг. возникла необходимость повышения заработной платы и пенсий. В экономической теории доказано негативное влияние нищенской заработной платы. Так, в США в 1930-е гг., в Западной Европе в 1960-е, Японии с 1980-х гг. перешли к политике высокой оплаты труда.

Уже и международная организация труда рекомендует работодателями профсоюзам переход на политику эффективной заработной платы. На высокооплачиваемое рабочее место можно привлечь эффективных работников. С них можно требовать качественную работу. Это приведёт к росту производительности труда и доходов.

Значит, воспроизводится источник выплаты высоких заработков и одновременно достаточных доходов акционеров. Работодателям выгодно делиться с персоналом, поддерживая социальный мир в социальное партнёрство внутри фирмы и в обществе.

Политику высокой и эффективной оплаты труда начинают проводить и некоторые отечественные отрасли и фирмы в нефтегазовом секторе, энергетике, в банках и оптовой торговле. Правительство в разы повысило оклады высшим чиновникам и депутатам. Но в то же время проявляются старые заблуждения о спирали инфляции. Так, министр финансов уже призывает ограничить и заморозить заработную плату в государственных энергетических компаниях. Логика такого решения деструктивна. Из-за относительного снижения заработков в государственном секторе лучшие специалисты переходят в коммерческий сектор. Необходима программа восстановления достойной оплаты труда во всех отраслях экономики страны. Правительство обещает поднять оклады учителям, врачам, милиции и военным в 1,5-2 раза к 2009 году. Этим, в какой-то мере, ослабляется перекос в оплате труда с коммерческим сектором.

Но до европейского уровня нужно повышать оплату труда всего наёмного персонала. При слабости профсоюзов надеяться можно только на изменение государственной политики оплаты труда. Для этого необходимо преодолеть ошибочное убеждение органов власти о неизбежности инфляции при повышении заработной платы. Известно, что абсурдность так называемого железного закона заработной платы, выдвинутого Лассалем, доказал ещё К. Маркс. В рамках той же цены повышение заработков возможно за счёт снижения прибыли капиталистов. Сильные профсоюзы добиваются свое доли. Так, в цене трактора фирмы «Катерпиллер» доля заработной платы составляет 40 %, а отечественного трактора «Кировец» - только 9 %.

Повышение заработной платы при тех же пропорциях распределения дохода требует повышение цены изделия, но в 5-6 раз меньшими темпами, поскольку доля заработной платы в цене промышленной продукции составляет всего 8-15%. Рассмотрим, на пример, расчёт влияния повышения заработной платы в промышленности на инфляцию:

60 МЗ + 12 ЗП + 6 А + 8 ПЗ + 14 Р = 100 Ц

Где МЗ - материальные затраты,

ЗП – заработная плата,

А – амортизация,

ПЗ -  прочие затраты,

Р – прибыль,

Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов