Инфляция: кейнсианский и монетаристский подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание

Цель данной темы заключается в изучении инфляции, её кейнсианского и монетаристского подходов. Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1)изучить теоретические аспекты инфляции;
2)выявить особенности возникновения и проявления российской инфляции;
3)проанализировать возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании российской инфляции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…...….3
1. Теоретические аспекты инфляции…………………………………………….…......5
1.1 Понятие, количественные характеристики, типы и виды инфляции…….….…...5
1.2 Причины, последствия и механизмы регулирования инфляционных процессов: монетаристская теория…………………………………………………………….…....9
1.3 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности в кейнсианской теории…………………………………………………………………...12
2 Особенности возникновения и проявления российской инфляции…………….....15
2.1 Причины инфляции в экономике России…………………………………………15
2.2 Виды, типы и механизмы инфляции в российской экономике в период трансформации экономической системы……………………………………………..18
2.3 Социально-экономические последствия инфляции в России…………………...22
2.4 Возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании российской инфляции…………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………….30
Приложение A…………………………………………………………………………..32
Приложение B…………………………………………………………………..………33
Приложение C…………………………………………………………………………..34
Приложение D………………………………………………………………………..…35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 181.36 Кб (Скачать документ)

     Существует  множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Очевидно, главная причина этого процесса состоит в макроэкономическом несоответствии денежной и товарной масс. В обычном, стандартном случае подобное несоответствие проявляется при избыточном росте денежной массы.

     В российской экономической литературе проблема инфляции рассматривается  преимущественно в плане проявления на потребительском рынке и текущего регулирования повышения цен  методами денежно-кредитной и финансовой политики. Эти аспекты существенные, но неполные, поскольку причины роста  цен носят долговременный характер и могут быть раскрыты лишь на базе анализа макроэкономических проблем  развития страны.

     Инфляция  не ограничивается рынком товаров и  услуг потребительского назначения и распространяется также на рынок  инвестиционных товаров и внешнеэкономические  связи (экспортно-импортные отношения). Нет необходимости специально доказывать важность ее учета в этих сферах экономики, тем более что имеются данные об индексах цен в названных сферах -дефляторы ВВП по основным направлениям его использования (на конечное

потребление, инвестиции и экспорт), которая разрабатывается  в годовом разрезе про определении  показателей СНС.

     Причины инфляции заключаются в несбалансированности экономики- отставании производства товаров  и услуг от размеров совокупного  спроса (денежных доходов потребителей). В массовое сознание внедряются представления, что проведенные в стране рыночные преобразования устранили существующий в советский период дефицит товаров  и услуг, привели их предложение  в большее и лучшее соответствие с платежеспособным спросом как  денежным выражением реальных общественных потребностей. Это отчасти верно, хотя упомянутые констатации не отражают всей полноты и противоречивости реальной ситуации. Появились новые (уже рыночные) деформации структуры  спроса, из которых выделим главные:

     -концентрация  потребительского спроса преимущественно  у богатой части населения  (пятая группа населения с наибольшими  доходами получает после 1995 г.  около 46-47 % общей суммы доходов);

     -низкая  покупательная способность семей,  чьи душевые доходы остаются  ниже официально действующего (и заниженного) прожиточного минимума или в его зоне. При оценке российской бедности по европейским стандартам (менее 60 % среднего по стране уровня душевых доходов) она охватывает около 40 % численности населения;

     -сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговле и финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики.

     В современной теории инфляции должно анализироваться все многообразие условий протекания инфляционного  процесса. Такой подход позволяет  выделять общее и частное в  инфляционных тенденциях. Специфика  инфляции в конкретных странах предопределяется особенностями экономической среды  или, говоря точнее, ее качеством. Поэтому  следует акцентировать внимание на макроэкономической динамике, структуре  экономики, долгосрочных циклах экономических  колебаний, денежно-кредитной и бюджетной  политике, шоках совокупного спроса и предложения.[14]

     Инфляция  в России имеет монетарные и немонетарные причины.

     К немонетарным причинам относят:

     1.  Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы;

     2.  Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса);

     3.  Малый экспортный сектор (в основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.;

     4.  Распад хозяйственных связей в результате развала СССР;

     5.  Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП);

     6.  Инфляционные ожидания населения.

     Однако  немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую  динамику инфляции в России.

     Монетарные  причины включают в себя:

     1. Дефицит госбюджета;

     2. На темпы инфляции влияет объем  денежной массы. Увеличение активов  ЦБ во всех случаях приводит  к возрастанию денежной массы,  что означает повышение платежеспособного  спроса. В результате этого возрастает  уровень цен на товары (сокращение  объемов кредитной эмиссии способствует  снижению темпов инфляции.);

     3. Скорость  обращения денег. Она  увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной   валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.

     Подводя итог, можно выделить главные причины  инфляции:

     -Дезорганизация, нарушение денежного обращения  в результате неправильной политики  ЦБ России;

     -Дефицит  госбюджета;

     -Монополизация  экономики;

     -Структурное  несовершенство экономики;

     -Неверные  действия правительства в сфере  налогообложения;

     -Передача  инфляции по каналам мировой  торговли.[10]

     2.2 Виды, типы и механизмы  инфляции в российской  экономике в  период трансформации

       Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

     Главным показателем инфляции выступает  темп инфляции, который вычисляется  как отношение разницы уровней  цен текущего и предыдущего периодов к уровню цен предыдущего периода, выраженный в процентах.

     Выделяют  различные виды инфляции в зависимости  от критериев. По темпу инфляции выделяют умеренную инфляцию (3-5 % в год), галопирующую и гиперинфляцию (более 1000 % в год). Кроме того, различают явную (открытую) инфляцию, при которой наблюдается общее повышение уровня цен, и подавленную (скрытую) инфляцию, при которой цены устанавливаются государством ниже рыночных и наблюдается дефицит товаров.

     По  другой классификации, выделяют три виды инфляции:

1)Первый вид регулирует колебания среднего уровня товарных цен;

2)Второй-колебания валютного курса национальных денег по отношению к мировым;

3)Третий-соотношение уровней товарных цен, валютного курса (валютных цен) и доходности активов (уровня капитализации) или капитальных цен.

     Иными словами, инфляция является нарушением финансово-денежной стабильности и  одновременно механизмом ее восстановления.

     Вместе  с тем имеют место и другие виды инфляции, а именно:

     -инфляция  спроса;

     -инфляция  предложения (издержек);

     -сбалансированная  инфляция;

     -несбалансированная  инфляция;

     -прогнозируемая  инфляция;

     -непрогнозируемая  инфляция;

     -подавленная  инфляция и др.

     При этом существует несколько методов  измерения инфляции:

     -индекс  цен производителей PPI;

     -индекс расходов на проживание COLI;

     -индекс цены активов;

     -дефлятор  ВВП;

     -индекс  Пааше и др.

     Наиболее  распространенным методом измерения  инфляции является индекс потребительских  цен CPI.

     Инфляция  играет важную роль при принятии управленческих решений, что влечет за собой необходимость  моделирования инфляционных процессов, которое является эффективным инструментом её анализа.

     В связи с тем, что модели 1995-1996 гг.,1996-1997 гг. использовались в прошлом и с высокой долей вероятности не будут отражать существующей действительности, предлагается построить экономико-математическую модель, которая будет учитывать следующие факторы:

     -импорт;

     -экспорт;

     -курс  доллара США;

     -ставку  рефинансирования Банка России.

     Предлагаемая  экономико-математическая модель представляет собой регрессивную модель вида: 

                                                                    (5) 

     Где  -индекс потребительских цен в месяце t;

     ,-коэффициаенты регрессии;

     -импорт товаров;

     -экспорт  товаров;

     -значение  курса доллара США;

     -значение  ставки рефинансирования Банка  России.

     Предложенная  модель описывает два из трех видов  инфляции, о которых говорилось ранее, а именно: первый вид инфляции, регулирующий колебания среднего уровня товарных цен, и второй вид, регулирующий колебания валютного курса национальных денег по отношению к мировым.

     В зависимости от экономической ситуации и внешних факторов в модель может  быть добавлен кредитный показатель, которых охватит и третий вид  инфляции.

     В этом случае исходная регрессионная модель будет иметь следующий вид: 

                                                          (6)

     Где -объем кредитов в месяце t.

     Для реализации процесса прогнозирования  уровня инфляции по указанным ранее экономико-математическим моделям построим информационно-логическую модель, которая позволит снизить роль субъективного фактора при принятии управленческих решений.(Приложение  C)

     Информационно-логическая модель прогнозирования уровня индекса  потребительских цен в России заключается в следующем:

     1)формируется  база данных о состоянии внешней  среды на основе получения  и обработки ежемесячных статистических  данных по следующим показателям: импорт, экспорт, курс доллара США, величина ставки рефинансирования Банка России, объем кредитов;

     2)для  упрощения исходной регрессионной  модели проверяется сила влияния  кредитного фактора в данный  период времени. Если его значение  велико, то для прогнозирования используется модель (6). В противном случае расчет уровня индекса потребительских цен осуществляется по модели (5);

     3)на следующем шаге проверяется сила колебания параметров внешней среды. Если эти колебания незначительны, то в зависимости от выбранной стратегии рассчитывается  индекс потребительских цен по формуле (5) и (6). При наличии сильных колебаний параметров внешней среды используется принцип обратной связи и производится перерасчет коэффициентов регрессионной модели. Это позволит приблизить результаты расчета по данной экономико-математической модели к ее реальным величинам;

     4)полученные на основе зависимостей (5) и (6) показатели индекса потребительских цен заносятся в базу данных «результаты моделирования», откуда при необходимости и берется показатель ;

     5)на  следующем этапе к исходным  данным непрерывным потоком с  интервалом в один месяц добавляются  новые данные о факторах модели. С учетом вновь полученной  информации необходимо выполнить  п.1-4 и получить следующий индекс  потребительских цен, который  вносится в базу данных «результаты  моделирования».

     Таким образом, разработанная информационно-логическая модель позволяет осуществлять динамическое отслеживание состояния параметров внешней среды и в зависимости  от конкретных условий использовать первую или вторую экономико-математическую модель для определения индекса  потребительских цен.

Информация о работе Инфляция: кейнсианский и монетаристский подходы