Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:03, курсовая работа
Цель данной темы заключается в изучении инфляции, её кейнсианского и монетаристского подходов. Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1)изучить теоретические аспекты инфляции;
2)выявить особенности возникновения и проявления российской инфляции;
3)проанализировать возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании российской инфляции.
Введение………………………………………………………………………….…...….3
1. Теоретические аспекты инфляции…………………………………………….…......5
1.1 Понятие, количественные характеристики, типы и виды инфляции…….….…...5
1.2 Причины, последствия и механизмы регулирования инфляционных процессов: монетаристская теория…………………………………………………………….…....9
1.3 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности в кейнсианской теории…………………………………………………………………...12
2 Особенности возникновения и проявления российской инфляции…………….....15
2.1 Причины инфляции в экономике России…………………………………………15
2.2 Виды, типы и механизмы инфляции в российской экономике в период трансформации экономической системы……………………………………………..18
2.3 Социально-экономические последствия инфляции в России…………………...22
2.4 Возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании российской инфляции…………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………….30
Приложение A…………………………………………………………………………..32
Приложение B…………………………………………………………………..………33
Приложение C…………………………………………………………………………..34
Приложение D………………………………………………………………………..…35
Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Очевидно, главная причина этого процесса состоит в макроэкономическом несоответствии денежной и товарной масс. В обычном, стандартном случае подобное несоответствие проявляется при избыточном росте денежной массы.
В
российской экономической литературе
проблема инфляции рассматривается
преимущественно в плане
Инфляция не ограничивается рынком товаров и услуг потребительского назначения и распространяется также на рынок инвестиционных товаров и внешнеэкономические связи (экспортно-импортные отношения). Нет необходимости специально доказывать важность ее учета в этих сферах экономики, тем более что имеются данные об индексах цен в названных сферах -дефляторы ВВП по основным направлениям его использования (на конечное
потребление,
инвестиции и экспорт), которая разрабатывается
в годовом разрезе про
Причины
инфляции заключаются в
-концентрация
потребительского спроса
-низкая
покупательная способность
-сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговле и финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики.
В
современной теории инфляции должно
анализироваться все
Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.
К немонетарным причинам относят:
1. Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы;
2. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса);
3. Малый экспортный сектор (в основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.;
4. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР;
5. Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП);
6. Инфляционные ожидания населения.
Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.
Монетарные причины включают в себя:
1. Дефицит госбюджета;
2.
На темпы инфляции влияет
3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.
Подводя итог, можно выделить главные причины инфляции:
-Дезорганизация,
нарушение денежного обращения
в результате неправильной
-Дефицит госбюджета;
-Монополизация экономики;
-Структурное несовершенство экономики;
-Неверные
действия правительства в
-Передача инфляции по каналам мировой торговли.[10]
2.2 Виды, типы и механизмы инфляции в российской экономике в период трансформации
Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
Главным показателем инфляции выступает темп инфляции, который вычисляется как отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего периодов к уровню цен предыдущего периода, выраженный в процентах.
Выделяют различные виды инфляции в зависимости от критериев. По темпу инфляции выделяют умеренную инфляцию (3-5 % в год), галопирующую и гиперинфляцию (более 1000 % в год). Кроме того, различают явную (открытую) инфляцию, при которой наблюдается общее повышение уровня цен, и подавленную (скрытую) инфляцию, при которой цены устанавливаются государством ниже рыночных и наблюдается дефицит товаров.
По другой классификации, выделяют три виды инфляции:
1)Первый вид регулирует колебания среднего уровня товарных цен;
2)Второй-колебания валютного курса национальных денег по отношению к мировым;
3)Третий-соотношение уровней товарных цен, валютного курса (валютных цен) и доходности активов (уровня капитализации) или капитальных цен.
Иными словами, инфляция является нарушением финансово-денежной стабильности и одновременно механизмом ее восстановления.
Вместе с тем имеют место и другие виды инфляции, а именно:
-инфляция спроса;
-инфляция предложения (издержек);
-сбалансированная инфляция;
-несбалансированная инфляция;
-прогнозируемая инфляция;
-непрогнозируемая инфляция;
-подавленная инфляция и др.
При этом существует несколько методов измерения инфляции:
-индекс цен производителей PPI;
-индекс расходов на проживание COLI;
-индекс цены активов;
-дефлятор ВВП;
-индекс Пааше и др.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен CPI.
Инфляция играет важную роль при принятии управленческих решений, что влечет за собой необходимость моделирования инфляционных процессов, которое является эффективным инструментом её анализа.
В связи с тем, что модели 1995-1996 гг.,1996-1997 гг. использовались в прошлом и с высокой долей вероятности не будут отражать существующей действительности, предлагается построить экономико-математическую модель, которая будет учитывать следующие факторы:
-импорт;
-экспорт;
-курс доллара США;
-ставку рефинансирования Банка России.
Предлагаемая
экономико-математическая модель представляет
собой регрессивную модель вида:
Где -индекс потребительских цен в месяце t;
,-коэффициаенты регрессии;
-импорт товаров;
-экспорт товаров;
-значение курса доллара США;
-значение ставки рефинансирования Банка России.
Предложенная модель описывает два из трех видов инфляции, о которых говорилось ранее, а именно: первый вид инфляции, регулирующий колебания среднего уровня товарных цен, и второй вид, регулирующий колебания валютного курса национальных денег по отношению к мировым.
В зависимости от экономической ситуации и внешних факторов в модель может быть добавлен кредитный показатель, которых охватит и третий вид инфляции.
В
этом случае исходная регрессионная модель
будет иметь следующий вид:
(6)
Где -объем кредитов в месяце t.
Для реализации процесса прогнозирования уровня инфляции по указанным ранее экономико-математическим моделям построим информационно-логическую модель, которая позволит снизить роль субъективного фактора при принятии управленческих решений.(Приложение C)
Информационно-логическая модель прогнозирования уровня индекса потребительских цен в России заключается в следующем:
1)формируется
база данных о состоянии
2)для
упрощения исходной
3)на следующем шаге проверяется сила колебания параметров внешней среды. Если эти колебания незначительны, то в зависимости от выбранной стратегии рассчитывается индекс потребительских цен по формуле (5) и (6). При наличии сильных колебаний параметров внешней среды используется принцип обратной связи и производится перерасчет коэффициентов регрессионной модели. Это позволит приблизить результаты расчета по данной экономико-математической модели к ее реальным величинам;
4)полученные на основе зависимостей (5) и (6) показатели индекса потребительских цен заносятся в базу данных «результаты моделирования», откуда при необходимости и берется показатель ;
5)на
следующем этапе к исходным
данным непрерывным потоком с
интервалом в один месяц
Таким
образом, разработанная информационно-
Информация о работе Инфляция: кейнсианский и монетаристский подходы