Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:43, курсовая работа
Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..................3
1.РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ………………………5
1.1Теоретические основы становления рыночных
отношений…………………………………………………………...5
1.2Функции рынка………………………………………………….11
1.3Границы рыночных отношени.
Теоремы А. Смита и Р. Коуза……………………………………..14
1.4Модели рыночной экономике………………………………….21
2.ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ………………………………………...28
2.1Сегментация и виды рынков…………………………………….28
2.2Рыночный механизм……………………………………………..36
2.3Товарное обращение……………………………………………..42
2.4Сущность и роль товарного капитала…………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………54
СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…
Экономические реформы привели к развитию промышленности и на селе, где за десятилетия возникло более 80 млн рабочих мест. [10]
В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56% выпуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий-36% и на долю частных-5%. Новый механизм предоставил предприятиям возможность запускать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства. [10]
2.ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
2.1Сегментация и виды рынков
Рынок имеет
сложную структуру и охватывает
своим влиянием все сферы экономики.
Экономическая структура
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты. [3]
Достаточно отметить, что в 1990 г. в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организации, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн наименований средств производства, при этом продукция сводится в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условиях такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путём централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществляться лишь через рыночные методы хозяйствования.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально – учётного характера купли –продажи реальной куплей – продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т.д. [5]
Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объёмов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
Оптовая торговля существует в двух видах. [5]
Первый вид – установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.
Второй вид оптовой торговли – коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.
Переход к оптовой торговле возможен при определённых экономических и социальных предпосылках:
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. [3]
Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
Рынки факторов производства. В их состав входят:
Финансовые рынки. Это:
Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки. [3]
В рыночной деятельности весьма важное значение имеет понятие сегментации. Под ней понимается разделение всей массы покупателей, где бы они не находились, на определённые группы (сегменты). Они характеризуются общностью главных черт и основных требований к товару, а также общей мотивацией покупок данного товара.
Сегментация рынка
может рассматриваться также
как процесс разбиения
Возможны и другие виды сегментации. Так, например, может быть осуществлена сегментация по первичности покупок – разделение потребителей по признакам первичного приобретения ( покупки ) товара – впервые или для замены аналогичного.
Сегментация покупателей может быть также осуществлена и по географическим факторам – по регионам, районам, городам и т.д.
Возможна сегментация по адаптивности потребителей к новым товарам – по их реакции на появление или покупку нового товара.
Также применяется сегментация по социальным факторам, например в зависимости от пола, возраста, состав семьи.
Рыночная сегментация имеет большое значение для исследования рынков. Стратегия сегментации рынков направлена на то, чтобы найти для одного и того же продукта однородные группы потребителей, обладающими некоторыми общими характеристиками.
В основе рыночной сегментации лежат два момента: признание неоднородной природы товарных рынков и дифференциация продукции и методов её сбыта. Они и обуславливают выделение групп потребителей, предъявляющих одинаковые требования к рыночной продукции. (например, через политику рыночной сегментации проводиться в жизнь один из принципов маркетинга – ориентация производства на известного, адресного потребителя. [12]
Рыночная сегментация, как правило, ведёт к росту издержек производства и обращения, однако она получает всё большее распространение, так как обеспечивает фирме-производителю ряд преимуществ. Они заключаются в том, что фирма может сосредоточить свои усилия на обслуживании таких групп потребителей, спрос которых недостаточно удовлетворён в данное время; при дифференциации рекламной и сбытовой деятельности фирма добивается наибольших результатов в формировании потребностей конечных покупателей.
Классификация факторов, служащих для сегментации рынков товаров личного пользования и товаров производственного назначения, осуществляется различным образом.
Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
• по регионам (Север, центрально – Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток);
• по административному делению (республика, край, область, район, город);
• по плотности населения (город, пригород, сельская местность);
• по климатическим условиям (умеренно – континентальный, континентальный, субтропический, морской).
2. Демографические:
• группировка населения по возрасту;
• по полу;
• размеру семьи;
• по профессиональному составу (научные работники НИИ, инженерно – технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные);
• по уровню образования; по религиозной принадлежности;