Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..................3

1.РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ………………………5
1.1Теоретические основы становления рыночных
отношений…………………………………………………………...5
1.2Функции рынка………………………………………………….11
1.3Границы рыночных отношени.
Теоремы А. Смита и Р. Коуза……………………………………..14
1.4Модели рыночной экономике………………………………….21
2.ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ………………………………………...28
2.1Сегментация и виды рынков…………………………………….28
2.2Рыночный механизм……………………………………………..36
2.3Товарное обращение……………………………………………..42
2.4Сущность и роль товарного капитала…………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………54
СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

Экономические реформы привели к развитию промышленности и на селе, где за десятилетия  возникло более 80 млн рабочих мест. [10]

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности  и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56% выпуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий-36% и на долю частных-5%. Новый механизм предоставил предприятиям возможность запускать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства. [10]

 

 

 

 

 

2.ИНФРАСТРУКТУРА  РЫНКА

2.1Сегментация и виды рынков

 

Рынок имеет  сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

    • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
    • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
    • особенностями сферы товарного обращения;
    • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
    • видами торговли, используемыми в стране.

          Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты. [3]

Достаточно  отметить, что в 1990 г. в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организации, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн наименований средств производства, при этом продукция сводится в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условиях такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путём централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществляться лишь через рыночные методы хозяйствования.

По структуре  рынки можно подразделить по следующим  критериям:

    1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    • рынки благ и услуг;
    • рынки средств производства;
    • рынки научно-технических разработок;
    • рынки ценных бумаг;
    • рынки рабочей силы.

Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально – учётного характера купли –продажи реальной куплей – продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т.д. [5]

    1. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
    • рынки товаров производственного назначения;
    • товаров народного потребления; продовольственных товаров;
    • рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке  сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объёмов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

 

    1. Образование рынков пространственному признаку представляет собой рынки:
    • внутрирегиональные;
    • межрегиональные;
    • республиканские;
    • межреспубликанские;
    • международные (мировые).

Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

    1. По степени ограничения конкуренции различают:
    • монопольный;
    • олигопольный;
    • межотраслевые рынки.
    1. По видам субъектов рыночных рынки могут подразделяться на:
    • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
    • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
    • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах. [5]

Первый вид  – установление прямых связей между  поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.

Второй вид  оптовой торговли – коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.

Переход к оптовой торговле возможен при определённых экономических  и социальных предпосылках:

    • обоснованной системой цен, учитывающей соотношение спроса и предложения;
    • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
    1. С учётом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
    • легальные, т. е. официальные;
    • нелегальные, т. е. «теневые», «черные» и т. д.

Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. [3]

Рынки товаров  и услуг. В эту группу включаются рынки:

    • товаров потребительского назначения – продовольственные и непродовольственные товары;
    • рынки услуг – бытовые, транспортные, коммунальные;
    • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

    • рынки недвижимости;
    • орудий труда;
    • сырья и материалов;
    • энергетических ресурсов;
    • полезных ископаемых.

Финансовые  рынки. Это:

    • рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;
    • кредитные рынки;
    • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опциями, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
    • валютно – денежные рынки.

Рынки интеллектуального  продукта – инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей  силы. Они представляют собой экономическую  форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки. [3]

В рыночной деятельности весьма важное значение имеет понятие сегментации. Под ней понимается разделение всей массы покупателей, где бы они не находились, на определённые группы (сегменты). Они характеризуются  общностью главных черт и основных требований к товару, а также общей мотивацией покупок данного товара.

Сегментация рынка  может рассматриваться также  как процесс разбиения потребителей на однородные группы на основе различий в доходах, привычках, характеристиках или поведении.

Возможны и  другие виды сегментации. Так, например, может быть осуществлена сегментация по первичности покупок – разделение потребителей по признакам первичного приобретения ( покупки ) товара – впервые или для замены аналогичного.

Сегментация покупателей  может быть также осуществлена и  по географическим факторам – по регионам, районам, городам и т.д.

Возможна сегментация  по адаптивности потребителей к новым  товарам – по их реакции на появление или покупку нового товара.

Также применяется  сегментация по социальным факторам, например в зависимости от пола, возраста, состав семьи.

Рыночная сегментация имеет большое значение для исследования рынков. Стратегия сегментации рынков направлена на то, чтобы найти для одного и того же продукта однородные группы потребителей, обладающими некоторыми общими характеристиками.

В основе рыночной сегментации лежат два момента: признание неоднородной природы товарных рынков и дифференциация продукции и методов её сбыта. Они и обуславливают выделение групп потребителей, предъявляющих одинаковые требования к рыночной продукции.  (например, через политику рыночной сегментации проводиться в жизнь один из  принципов маркетинга – ориентация производства на известного, адресного потребителя. [12]

Рыночная сегментация, как правило, ведёт к росту  издержек производства и обращения, однако она получает всё большее распространение, так как обеспечивает фирме-производителю ряд преимуществ. Они заключаются в том, что фирма может сосредоточить свои усилия на обслуживании таких групп потребителей, спрос которых недостаточно удовлетворён в данное время; при дифференциации рекламной и сбытовой деятельности фирма добивается наибольших результатов в формировании потребностей конечных покупателей.

Классификация факторов, служащих для сегментации  рынков товаров личного пользования  и товаров производственного  назначения, осуществляется различным образом.

Сегментация может  быть проведена разными путями с  использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

    1. Географические:

• по регионам (Север, центрально – Черноземный район, Урал,         Сибирь, Дальний Восток);

• по административному делению (республика, край, область, район, город);

• по плотности населения (город, пригород, сельская местность);

• по климатическим условиям (умеренно – континентальный, континентальный, субтропический, морской).

2. Демографические:

• группировка населения по возрасту;

• по полу;

• размеру семьи;

• по профессиональному составу (научные работники НИИ, инженерно – технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные);

• по уровню образования; по религиозной принадлежности;

Информация о работе Инфраструктура рынка