Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования подтверждает и то, что одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации - защита прав на интеллектуальную собственность. Меры в этой области будут направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ИТОГ.docx

— 43.76 Кб (Скачать документ)

Введение

В российском законодательстве есть одна заповедная зона, куда не только обычные  граждане, но и юристы заходят с  большой осторожностью. Эта зона – право интеллектуальной собственности.

Как отмечают видные юридические деятели  современности, в настоящее время  общие правила, применимые при регулировании  отношений в области интеллектуальной собственности, только создаются. Действующее  же законодательство является излишне  усложненным. Незавершенность законодательства об интеллектуальной собственности  подчеркивает и то, что до сих  пор ведутся дебаты о проекте  раздела о интеллектуальной собственности  Гражданского кодекса Российской Федерации.

И все это на фоне того, что с  каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все  больше и больше объектов интеллектуальной собственности.

Поэтому, одной из ключевых проблем  современной России является правовое и социально-экономическое обеспечение  развития и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность  быстро набирает вес, как фактор роста  интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.

Актуальность данного курсового  исследования заключается в его  направленности на решение одной  из важнейших проблем социально-экономического развития Российской Федерации –  определение интеллектуальной собственности, как объекта гражданского права  и вовлечению в хозяйственный  оборот объектов интеллектуальной собственности  и иных результатов духовной деятельности.

Актуальность исследования подтверждает и то, что одно из приоритетных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации - защита прав на интеллектуальную собственность. Меры в этой области  будут направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции  и ущемления других прав, относящихся  к интеллектуальной деятельности в  производственной, научной, литературной и художественной областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Интеллектуальная собственность и её типы

    1. Понятие интеллектуальной собственности и её типы.

Первое упоминание об интеллектуальной собственности восходит к временам Великой французской революции XVIII в., когда большое распространение  получила теория естественного права. Суть этой теории состоит в том, что  все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его  собственностью. Таким образом, создатель  результатов творческого труда  имеет исключительное право распоряжаться  ими.    

Понятие "интеллектуальная собственность" было впервые введено в международные правовые документы в 1967г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности, однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества".  
В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания.

В странах с передовой местной  индустрией почти всегда есть законы, призванные стимулировать инновации, регулируя порядок тиражирования  изобретений, отличительных символов и продуктов творческого выражения. Такие законы охватывают четыре отдельных  и четко различающихся типа неосязаемой  собственности — патенты, товарные знаки, копирайты и секреты производства, — которые в своей совокупности обозначаются как «интеллектуальная собственность».

1.2  Патенты: договор  общества с изобретателями

Можно сказать, что патент представляет собой договор между обществом  в целом и отдельным изобретателем. По условиям этого общественного  договора изобретателю дано исключительное право запрещать другим лицам  в течение фиксированного периода  времени осуществлять, использовать и продавать запатентованное  изобретение, а взамен изобретатель публично раскрывает детали своего изобретения. Таким образом, патентные системы  поощряют разглашение сведений об изобретении  тем, что вознаграждают изобретателя за его старания.

Хотя происхождение слова «патент» восходит к документам, издававшимся в средние века сувереном Англии для предоставления той или иной привилегии, сегодня данный термин однозначно связан с вышеупомянутым исключительным правом, которое предоставляется  изобретателям. Заключенное Всемирной  торговой организацией (ВТО) Соглашение по связанным с торговлей аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) определяет международный стандарт в отношении срока действия патентной  исключительности, который составляет 20 лет с даты подачи заявки.

Несмотря на то, что право, дарованное патентом, представляет собой право отчуждать других от создания, использования или продажи запатентованного изобретения в течение срока действия патента, важно понимать, что патент не обязательно дает патентовладельцу право самому создавать, использовать или продавать изобретение. Так, например, владелец патента на усовершенствованный способ получения химического соединения не волен продавать это соединение, производимое с использованием запатентованного способа, если само соединение запатентовано кем-то другим.

Выданный патент остается открытым для оспаривания на предмет его  недействительности, и обычный способ защиты, который применяет предполагаемый нарушитель, как раз и состоит  в том, чтобы попытаться объявить патент недействительным. Обычно патент оспаривается на том основании, что  изобретение, описанное в его  формуле, было создано кем-то другим, а не изобретателем, названным в  патенте, или что это изобретение  было бы очевидным для лиц, сведущих в данной области техники.

1.3  Товарные знаки  и знаки обслуживания: идентификация  источника

Товарные знаки и знаки обслуживания предназначены в первую очередь  для того, чтобы указывать на источник товаров и услуг и отличать обозначаемые данным знаком товары и  услуги от других. Они также символизируют  качество товаров или услуг, вместе с которыми они используются. Большинство  товарных знаков и знаков обслуживания (в совокупности своей называемых «знаками») представляют собой слова, но они могут быть почти всем, что отличает один продукт или  услугу от другого, в том числе  символами, логотипами, звуками, дизайнами  или даже отличительными нефункциональными  конфигурациями продуктов.

Срок действия охраны, предоставляемой  знаку, значительно колеблется от страны к стране. Регистрация выдается на конечный период времени. Однако ввиду  фундаментальных целей знаков —  а именно, избегать публичного смешения, поощрять конкуренцию и охранять интересы владельцев — регистрация может возобновляться и таким образом продлеваться бесконечно, пока используются данные знаки.

Владелец знака может запретить  другим использовать похожий знак в  случае, если такое использование, по всей вероятности, вызовет смешение в умах потребителей. Решение о  том, являются ли два знака настолько  похожими, чтобы вызывать смешение, обычно сопряжено с многофакторным анализом, при котором сравниваются используемые сторонами знаки, их товары или услуги, их рекламные и торговые каналы, намерение ответчика при  выборе своего знака и наличие  или отсутствие фактического смешения.

Как и в других областях интеллектуальной собственности, законодательство по товарным знакам и знакам обслуживания является национальным по происхождению, но должно соответствовать положениям Соглашения ТРИПС.

В качестве минимального условия большинство  стран требуют, чтобы знак был  отличительным, то есть обладал способностью отличать товары или услуги владельца  данного знака от товаров или  услуг других лиц.

1.4  Копирайт: авторское  самовыражение

Копирайт представляет собой исключительное право воспроизводить оригинальные авторские работы, зафиксированные  в любой осязаемой среде выражения, изготавливать производные работы, основанные на оригинальной работе, а  также исполнять или выставлять работу в случае музыкальных, драматических, хореографических и скульптурных работ. Охрана по копирайту не распространяется на идеи, процедуры, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы или открытия, независимо от формы, в которой они описаны, объяснены  или воплощены. Вместо этого копирайтная охрана ограничивается конкретным авторским выражением идеи, процесса, концепции и т.п. в осязаемой среде.

Для того чтобы гарантировать охрану по копирайту, рассматриваемое произведение должно быть оригинальной авторской  работой, зафиксированной в осязаемой  среде выражения. Авторские работы, подпадающие под это определение, могут включать в себя:

  • литературные работы (в том числе компьютерные программы);
  • музыкальные произведения и сопровождающие их тексты;
  • и драматические произведения и диалоги;
  • пантомимные и хореографические работы;
  • изобразительные, графические и скульптурные работы;
  • кинематографические и другие аудиовизуальные работы;
  • звукозаписи.

Важно отметить, что законы многих стран не ограничивают тип или  форму работы, поскольку авторы продолжают изобретать новые способы самовыражения.

Проверка на оригинальность работы обычно состоит из двух элементов. Во-первых, авторская работа должна исходить от автора в том смысле, что должна быть действительно независимо созданной  автором, а не скопированной с  других работ. Во-вторых, работа должна содержать достаточный объем  творчества для того, чтобы представлять собой нечто большее, чем тривиальность.

1.5  Секреты производства: передовой край конкуренции

Секрет производства — это информация, которая является секретной или  не общеизвестной в соответствующей  отрасли и которая дает ее владельцу  преимущество над конкурентами. Охрана секретов производства существует, пока секретность или конфиденциальность такой информации обеспечивается ее владельцем, а другие лица не получают ее законным и независимым способом. Примерами секретов производства служат формулы, модели, методы, программы, приемы, способы или компиляции информации, которые обеспечивают конкурентное преимущество в чьей-либо предпринимательской  деятельности. Владелец секрета производства может возместить ущерб, понесенный в результате ненадлежащего раскрытия  или использования его секрета  производства другим лицом.

Секреты производства не регистрируются подобно другим видам интеллектуальной собственности. Вместо этого требования по получению охраны секретов производства определяет судебная система каждой страны.

Действительная секретность предполагаемого  секрета производства — самый  важный фактор, который необходимо учитывать. Если информация, которая, согласно притязаниям, является секретом производства, доступна с помощью каких-либо законных средств и получена законным способом, то эта информация больше не является секретной и может стать не подлежащей охране. Однако если владелец предпринял разумные шаги к тому, чтобы  защитить эту информацию, но информация, составляющая секрет производства, тем  не менее, публично раскрыта, суды во многих странах все же могут предоставить охрану. Такие разумные шаги могут  включать в себя требование о том, чтобы лица, знакомящиеся с данной информацией в результате обычных  деловых отношений, подписывали  соглашения о конфиденциальности и  нераскрытии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Промышленная собственность как составная  отличительная часть интеллектуальной собственности

Интеллектуальную собственность следует отличать от так называемой промышленной собственности, которая, будучи составной частью первой, характеризуется тем, что ее объекты находят применение в производственной деятельности (изобретения, промышленные образцы и т.д.).

Понятие "промышленная собственность" было впервые введено в текст ст. 1 Парижской конвенции об охране промышленной собственности на Гаагской конференции 1925г. Предшествующие тексты Парижской конвенции хотя и перечисляли многочисленные объекты промышленной собственности, однако не раскрывали самого понятия. Для объектов права промышленной собственности характерно наличие территориального принципа охраны, который заключается в том, что исключительное право на такой объект действует только в пределах того государства, где это право было получено. Исключительное право на объекты промышленной собственности основывается на специальном охранном документе, выданном компетентным органом (как правило, это патентное ведомство). Необходимость специальной регистрации для объектов промышленной собственности обусловлена тем, что в отличие от произведений, охраняемых авторским правом, для которых преобладающее значение имеет форма выражения, для первых важнее содержание.

В связи с этим необходимо наличие регистрационной системы, которая удостоверит первенство создателя. Охранные документы (патент, свидетельство) действуют в течение  определенного срока, по окончании  которого объекты промышленной собственности  становятся общественным достоянием, т.е. могут использоваться без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Вместе с тем некоторые права (например, право на обозначение наименования товара) не имеют временных ограничений.

Информация о работе Интеллектуальная собственность