Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования подтверждает и то, что одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации - защита прав на интеллектуальную собственность. Меры в этой области будут направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ИТОГ.docx

— 43.76 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Проблемы, возникающие с интеллектуальной

собственностью

Интеллектуальная собственность представляет собой не только один из наиболее значимых правовых институтов, но и является достаточно острой проблемой современного общественного развития в связи с высоким уровнем незаконного использования охраняемых правом результатов интеллектуальной деятельности и других нарушений прав интеллектуальной собственности. Наличие эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности признано важным условием динамичного развития экономики любой страны, поскольку правильная государственная политика в этой области является стимулирующим фактором подъема творческой деятельности.

 
В отличие от обычных товаров  продукты творческой деятельности, если они не обеспечиваются специальной  правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того как продукты творчества становятся известными обществу, они  перестают быть объектами обладания  одного или нескольких лиц. При отсутствии специальной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходимые  экономические ресурсы, смог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому  средством предотвращения такой  ситуации служит институт исключительного  права на продукты творческой деятельности. Под исключительными правами  понимаются только имущественные права.

 Исключительное право - это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим и не исчерпываются. Поэтому можно констатировать существование в гражданском праве двух видов соответствующих этим объектам исходных прав - права собственности и исключительных прав.      Обладатель права интеллектуальной собственности имеет исключительные полномочия по использованию соответствующего объекта в течение определенного срока, установленного государством. Таким образом, право интеллектуальной собственности является срочным правом. Сроки, в течение которых действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, различаются в зависимости от конкретного вида объекта интеллектуальной собственности или средства индивидуализации. После истечения определенного срока, установленного в законодательстве, они становятся общественным достоянием, т.е. могут использоваться без согласия правообладателя и уплаты соответствующего вознаграждения.

Необходимо отметить также  то обстоятельство, что результаты творческой деятельности не могут быть ограничены государственными границами: известно, что большое количество российских объектов интеллектуальной собственности используется за рубежом, а в то же время иностранные  объекты интеллектуальной собственности  активно употребляются в России. Негативным последствием такой "безграничности" стало широкое распространение  пиратства, т.е. неправомерного использования  охраняемых правом объектов интеллектуальной деятельности (в первую очередь компьютерных программ и аудиовизуальных произведений).

3.1  Развитие  законодательства об интеллектуальной

собственности

Среди тенденций в развитии законодательства об интеллектуальной собственности развитых стран и  практики его применения можно выделить, как минимум, три общие для всех линии, это:  
усиление режима правовой охраны, в том числе распространение патентной охраны на новые сферы применения и новые объекты, ужесточение наказаний за нарушение исключительных прав, упрощение процедур, необходимых для получения патентной охраны;  
     поиски адекватного ответа на появление проблем, связанных с распространением цифровых технологий и Интернета, в том числе появление принципиально новых подходов в области авторского права;  
     либерализация отношений в области использования результатов, полученных при выполнении исследований за счет бюджета и общественных фондов.  
     Наиболее ярко все три тенденции проявляются в США, в несколько более сдержанных формах - в объединенной Европе, причем именно на общеевропейском уровне. Медленнее те же изменения происходят на национальном уровне в европейских странах и в Японии. В том числе наблюдается быстрое распространение патентной охраны на новые области, включая такие, которые ранее было принято относить к фундаментальной науке или к сфере авторского права.

 

Среди европейских стран  особенно полезным для российских законодателей  может быть опыт Германии, особенно, если речь идет о правах на результаты НИОКТР. Уместно напомнить, что законодательство Германии во многом послужило прообразом российского законодательства в  сфере ПС, принятого в 1992-1993 гг. В  первую очередь это относится  к патентному законодательству, в  несколько меньшей степени - к  законодательству об авторском праве. Для правовой охраны компьютерных программ и баз данных в Германии принят специальный закон, хотя охрана этих объектов осуществляется в рамках авторского права. Данное обстоятельство также  напоминает ситуацию в России. 

Научно-исследовательские  институты Германии объединены в  общества, внешне напоминающие ту схему, которая применена в РАН, но далеко не тождественную ей. Таких обществ в Германии два. Одно из них - Общество Макса Планка (далее - ОМП), ориентировано на проведение фундаментальных исследований в различных областях естествознания и гуманитарных наук, второе - Общество Фраунхофера (далее - ОФ) ориентировано преимущественно на прикладные задачи. Каждое из этих обществ помимо физических лиц (членов общества) имеет в своем составе исследовательские институты и специальные организации по передаче технологий. Оба они финансируются правительством приблизительно по одной схеме, именуемой моделью ОМП/ОФ. Однако есть и существенные различия, связанные с ориентацией на разные проблемы. ОМП объединяет 76 институтов, а также около 15 исследовательских центров и временных исследовательских групп. Общая численность работающих во всех этих организациях, включая временные коллективы, составляет примерно 11000 человек. Из них примерно 3000 ученых. Кроме того, около 6900 человек составляют аспиранты, докторанты и приглашенные ученые из других стран.

Законодательство Германии в сфере  интеллектуальной собственности отличается большой степенью детализации. В  частности, помимо закона об авторском  праве и смежных правах, есть еще  два специальных закона, один из которых регулирует административные отношения, связанные с авторскими и смежными правами, а другой - оборот авторских и смежных прав. Помимо отдельных законов об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, а также закона о пресечении недобросовестной конкуренции есть общий закон о промышленной собственности, увязывающий эти законы и международные  соглашения в систему. Кроме, того есть специальный закон о служебных изобретениях.

Самое поучительное в опыте  развитых стран - это постановка задач  и методы их решения. В том числе  очень поучителен отрицательный  опыт США по закреплению исключительных прав за государством. Еще более  поучителен более поздний позитивный опыт, который абсолютно не связан с идеей наполнения бюджета за счет реализации прав ИС, принадлежащих государству. Реализация прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности - это, прежде всего, обеспечение интересов общества и национальной промышленности в тех случаях, когда на поддержку НИОКТР расходуются бюджетные средства. Необходимо законодательно определить поддерживаемые правительством формы сотрудничества между промышленностью и наукой, в том числе предусмотреть формы трехсторонних контрактов на проведение НИР и ОКР при участии государства, порядок определения формы правовой охраны получаемых результатов с учетом интересов всех сторон и закрепления прав на эти результаты (как правило, за промышленностью), а также нормы, обеспечивающие приоритет национальной промышленности. Критерии, на основании которых государство входит в соглашение в качестве третьей стороны, должны быть достаточно просты и прозрачны, причем сформулированы в виде правовых норм.

Обсуждая перспективы  применения зарубежного опыта по распоряжению результатами бюджетных  НИОКТР в России, следует иметь  в виду, что ни в одной из стран  франко-германской правовой системы, к  числу которых относится и  Россия, государство как таковое  не может быть субъектом отношений  в области ИС. Если оно участвует  в обороте ИС, то лишь через посредство юридических лиц (организаций). При  этом правами ИС владеет не государство, а государственные организации. В России эту роль мог бы играть Федеральный фонд изобретений России, что предусмотрено Патентным  законом РФ. Такое решение хорошо вписывается в традиции франко-германского  права. Однако оно почему-то не устраивает многих российских чиновников. А вот усиленно продвигаемая в последнее время идея наделить государственных заказчиков правом распоряжаться ИС (от имени РФ) заимствована из американского патентного законодательства, что само по себе не так уж плохо. Плохо то, что она грубо вырвана из контекста. В американском патентном законе закрепление исключительных прав на изобретение за государством, представленным в лице государственного заказчика НИР или ОКР, предполагает получение патента на имя этого заказчика. Однако процедура получения такого патента достаточно сложна и ограничена по срокам.

Следует также учесть, что  патентная охрана (особенно в американском варианте) обеспечивает доступность  и, следовательно, общественное потребление  базовой информации о новых решениях и технологиях. В этом ее преимущество перед охраной результатов НИОКТР как ноу-хау. Для фирм может быть предпочтительнее режим ноу-хау, но для общества в целом - патент. Патент - это компромисс между открытостью  и сохранением преимуществ за тем, кто вложил творческие усилия и/или  деньги. Отсюда следует, что патентная  охрана в России также предпочтительна  для общественных целей, как в  США и европейских странах. Именно она должна играть ведущую роль в  правовой охране результатов НИОКТР, полученных при бюджетном финансировании.

 

    1. Защита интеллектуальной собственности

 

    В настоящее время понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. Так, ст. 44 Конституции РФ хотя и не раскрывает его содержания, но гласит, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". В ст. 71 Конституции сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. С точки зрения гарантий свободы творчества существенное значение имеет то обстоятельство, что творческой деятельностью можно заниматься как на профессиональной, так и на любительской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.  

В девяностых годах 20 века в  нашу жизнь прочно вошло такое  понятие, как интеллектуальная собственность. Мы наверное, не сможем найти ни одной  сферы деятельности человека в которой  бы так или иначе не сталкивались с объектами интеллектуальной собственности. 
Впервые термин интеллектуальная собственность, в нашей стране, появился в статье 2 Закона "О собственности в РСФСР", где, в качестве объектов интеллектуальной собственности, указывались произведения науки, литературы и искусства, а также результаты иных видов творческой деятельности. Существование такого правового института, как интеллектуальная собственность, в нашей стране закреплено, в первую очередь, в Конституции РФ, в статье 44, в которой говориться, что "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом". 
Кроме того, в Гражданском кодексе РФ, а именно в статье 128, среди прочих объектов гражданских прав (вещи, включая деньги, и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; нематериальные блага) называется и интеллектуальная собственность.Статья 128 Гражданского кодекса РФ дает и определение понятия интеллектуальная собственность. В соответствии с данной статьей, интеллектуальной собственностью являются "результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них".

Таким образом, основной характеристикой интеллектуальной собственности является то, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование, а так же то, что никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Нематериальные активы

Все больше изучая Международные стандарты  финансовой отчетности, думается, что  все уже привыкли к тому, что  в них особое внимание уделяется  вопросу признания. Мы все привыкли к специфике российского учета, где неизменно действует правило "есть затраты - признаем вложение", в МСФО же, напротив, все подвергается жесткому анализу и тесту на предмет  экономической целесообразности. Потому первым делом рассмотрим, какие активы вообще могут быть признаны нематериальными  и на что опираться при их оценке.

В качестве примеров нематериальных активов в Стандарте приводятся: компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, кинофильмы, списки клиентов, права обслуживания ипотеки, лицензии, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами  или поставщиками, лояльность клиентов, доля рынка и права на сбыт. Однако далее, делается оговорка, что «не  все описанные статьи отвечают определению  нематериального актива, то есть, критериям  идентифицируемости, контроля над ресурсами  и наличия будущих экономических  выгод». Таким образом, при постановке на баланс актива в качестве нематериального, необходимо обратить внимание на соответствие его определению нематериального  актива и критериям признания. Данное требование применяется к затратам, понесенным на начальном этапе в  связи с приобретением или  внутренним производством нематериального  актива, а также к последующим  затратам на его приращение, частичную  замену или обслуживание.

Информация о работе Интеллектуальная собственность