Инвестиции как источник экономического роста в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание

Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами. В современной России в последнее время наблюдается приток иностранного капитала, что связано, прежде всего, с политической стабилизацией и разработкой необходимой законодательной базы. Наряду с этим огромное значение для России имеют внутренние инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в экономики зарубежных стран.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Lena.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)

Анализируя  сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.5

Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

  • отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.
  • правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. В течение последних лет в России так и не был достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных отношений, реформы и противостояние им – все это поддерживало острый конфликт на политической сцене, подрывало политическую стабильность.
  • слабость банковской системы – существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег и обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.
  • высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
  • низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • изношенность производственной и транспортной инфраструктуры. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной  инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты;
  • радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3-4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, лишаются возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний.
  • сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др. Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около ¼ ВВП. Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из теневой экономики в легальную.
  • Валютное регулирование, реализуемое в настоящее время банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций.
  • Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.

Инвестиционную привлекательность  России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

В последнее время  положение на мировых рынках стало  более благоприятным для России, но главным образом за счет стабилизации мирового финансового рынка и появления свободных ресурсов. Внутренние российские условия пока не становятся более привлекательными. Иностранные компании размещают в России лишь производство основных потребительских товаров.

На фоне избытка инвестиционных капиталов в одних секторах (преимущественно экспортоориентированных) другие по-прежнему испытывают острый инвестиционный голод. Причем зачастую это касается отраслей, имеющих четкое позиционирование, устойчивый сбыт на внутреннем рынке и перспективы развития (пищевая промышленность и др.).

Острая проблема на ближайшую  перспективу связана с тем, что  потенциал макроэкономических факторов, на которые ранее опирался инвестиционный подъем (импортозамещение на основе вовлечения в хозяйственный оборот незагруженных мощностей) к настоящему времени во многом оказался исчерпанным. Дальнейшее увеличение  дозагрузки мощностей все в большей степени упирается в объективные ограничения – высокий уровень физического и морального износа производственного капитала, причем, как и в экспортных, так и во внутренне ориентированных отраслях.

По ряду системных  рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь  же неблагоприятен, как и в преддевальвационный период. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких транзакционных и налоговых издержках; высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности.  

 

2.2. Перспективы развития инвестиционной политики в РФ

 

На современном  сложном переходном этапе российской экономики производственный и экономический  потенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизм управления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.

Переход России к рыночной модели ведения хозяйства  непосредственно связан с формированием новой идеологии инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики инвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялся государством. В современных российских условиях инвестиционной деятельности возрастающую роль приобретают частные юридические и физические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и т.д.

Первоосновой  инвестиционной деятельности являются финансы, которые как субъект  управления являются достаточно сложным  объектом регулирования, т.к. отражают высокую степень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следует отметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайне значительной становится роль субъективного фактора - интеллектуальных способностей участников данного процесса.

Эффект результатов  инвестирования проявляется через  определенное, зачастую весьма продолжительное время, что в значительной степени усложняет прогнозирование и проектирование инвестиционной деятельности.

Необходимыми  и взаимосвязанными условиями ведения  инвестиционной деятельности в рыночной экономике являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

Обеспечиваются  эти условия через инвестиционную политику государства.

Инвестиционная  политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех участников воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, государства.

Главные задачи инвестиционной политики:

а) расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;

б) превращение  государственных инвестиций в средство повышения инвестиционной активности в стране, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Инструментами проведения общегосударственной инвестиционной политики являются:

- инвестиционный  план страны;

- бюджет развития, как часть федерального бюджета;

- методические  материалы по оценке эффективности  инвестиционных проектов.

С учетом необходимости  преодоления  дальнейшего  спада  производства  и ограниченности финансовых возможностей государства  инвестиционную  политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

- последовательная   децентрализация   инвестиционного   процесса   путем развития  многообразных форм  собственности,  повышение   роли   внутренних (собственных)  источников  накоплений  предприятий для финансирования   их инвестиционных проектов;

- государственная   поддержка   предприятий   за   счет   централизованных инвестиций;

- размещение  ограниченных  централизованных   капитальных   вложений   и  государственное  финансирование  инвестиционных  проектов производственного  назначения строго в  соответствии  с  федеральными  целевыми  программами  и исключительно  на конкурентной основе;

- усиление государственного  контроля  за  целевым  расходованием  средств федерального бюджета;

- совершенствование  нормативной  базы  в  целях   привлечения  иностранных инвестиций;

- значительное   расширение    практики    совместного    государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

На данный момент среди основных направлений инвестиционной политики РФ можно выделить следующие:

- двустороннее  экономическое сотрудничество со  странами дальнего зарубежья;

- содействие реализации инвестиционных проектов;

- двустороннее  инвестиционное сотрудничество  со странами мира;

- анализ и  координация инвестиционных проектов, требующих господдержки;

- инвестиции  в сфере деятельности субъектов  естественных монополий;

- консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ);

- реализация  Федеральной адресной инвестиционной  программы;

- совершенствование  инвестиционного законодательства;

- создание договорно-правовой  базы для развития инвестиционного  сотрудничества;

- международное  инвестиционное сотрудничество.

Вопросы повышения  инвестиционной активности являются сегодня  и в обозримой перспективе  главными в экономической политике российского государства. На всех уровнях  управления ясно понимают, что без  инвестиций невозможны структурная перестройка народного хозяйства, подъем экономики, рост уровня жизни населения.

С развитием  экономики рыночных отношений в  России все большее значение приобретает  решение вопросов инвестиционной политики на всех уровнях и во всем многообразии проявления проблем финансирования реальных проектов:  начиная от уровня местной администрации и заканчивая федеральными властями, - затрагивая как макроэкономические, так и технические, социальные, экологические, финансовые, организационные, правовые аспекты реализации инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Административное регулирование

 

Основным недостатком правового  поля в России, является отставание в развитии необходимой законодательной и нормативной базы. Другие факторы, негативно влияющие на правовое поле, включают в себя частые изменения законодательства и отсутствие согласованности федерального и регионального законодательства. Существенным недостатком является также неэффективность, а во многих случаях отсутствие штрафов и других мер взыскания за нарушение законов.

Политическая стабилизация позволила  начать работу по ревизии законодательных  баз регионов и приведению их в  соответствие с федеральным законодательством. Это обязательное условие по выполнению конституционных норм, декларирующих единое правовое и экономическое поле на территории всей страны.

Ни для кого не секрет, что одним  из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является административный барьер, то есть получение разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Российское правительство в последние годы проявляло в отношении к зарубежным компаниям двойственность. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций, считая, что зарубежные компании откровенно эксплуатируют экономику России.

В ближайшее время законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована. В Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", будут внесены изменения, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов путем создания соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти. На этот орган будет возлагаться проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также выдача исходно-разрешительной документации для их реализации. Упрощение получения инвесторами исходно-разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов позволит существенно усилить привлекательность России на международном рынке капитала и стимулировать деятельность отечественных инвесторов. В ближайшее время будут приняты новые редакции Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Система регистрации юридических лиц также будет радикально упрощена, для чего разработан законопроект "О государственной регистрации юридических лиц", в котором предусмотрены единый порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности и введение единого государственного реестра юридических лиц. Принятие закона будет способствовать упрощению порядка регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган.

Информация о работе Инвестиции как источник экономического роста в РФ