Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:19, курсовая работа
Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами. В современной России в последнее время наблюдается приток иностранного капитала, что связано, прежде всего, с политической стабилизацией и разработкой необходимой законодательной базы. Наряду с этим огромное значение для России имеют внутренние инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в экономики зарубежных стран.
Для облегчения доступа
Сказанное выше, позволяет надеется, что в ближайшее время будут созданы более благоприятные условия для иностранных инвесторов, чем они есть сейчас.
3.2. Налоговое и таможенное регулирование
Претензии иностранных инвесторов относительно существенного налогового бремени касаются чрезмерного количества налогов, взимаемых с бизнеса, и, что более важно, трудностей с определением фактической базы налогообложения. В то же время, законодательно установленные ставки налогов не слишком высоки по сравнению с мировыми стандартами, кроме налогообложения заработной платы.
Многие исследования указывают на тот факт, что российская налоговая система препятствует привлечению отечественных и иностранных инвестиций, как из-за своей структуры, так и способов, которыми она реализуется. Частые изменения правил создают неопределенность, которая в первую очередь влияет на развитие бизнеса в целом.
Уменьшению налогового бремени будут способствовать упрощение снижение налогов на заработную плату и постепенному устранению всех налогов с оборота. Не менее важной частью реформ является стимулирование инвестиционной активности через расширение возможности для предприятий вычитать расходы из налогооблагаемой прибыли.
Тем не менее, достигнуты весьма неплохие результаты. Уже отменён налог с продаж, снижена до 18% ставка НДС. Согласно заявлениям Президента РФ в ближайшее время НДС будет отменён. Вступила в силу важнейшая для предпринимателей глава о налоге на доходы организаций.
Россия добилась существенного прогресса в области налогообложения физических лиц, для которых появляются значительные стимулы для легализации получаемых доходов. Однако сохраняется значительная налоговая нагрузка на фонд заработной платы, выплачиваемая работодателями, и поэтому в итоге более привлекательным вариантом остается выплата заработной платы сотрудникам с помощью схем, позволяющих уклонятся от начисления налоговых обязательств. Эта ситуация требует срочного решения законодателей.
Введение единого социального налога, прежде всего, преследовало цель повышения прозрачности расчетов в сфере внебюджетных фондов и снижения операционных издержек налоговых агентов и фискальных служб. Однако принятые правила предусматривают усложнение порядка выплаты единого социального налога для налогоплательщиков.
Значительные нарекания вызывает налоговое администрирование. Несмотря на рост доходов в экономике, сбор налогов составляет около 80% от нормативов, что означает неравенство налогоплательщиков, из которых только часть оплачивает все причитающиеся обязательства перед государством в полной мере и в надлежащий срок.
В Конституции и налоговом
В области регулирования внешнеэкономических отношений наиболее заметные изменения - изменение таможенных тарифов, в частности укрупнение групп товаров, облагаемой по одной и той же ставке, что призвано сократить операционные издержки. Однако это позитивное новшество не меняет мотивацию всех групп экономических агентов, участвующих в процедурах при совершении внешнеэкономической деятельности, поэтому все недостатки таможни как института, которые определяют поведение участников, в частности, высокая коррумпированность, сохраняются.
Наиболее значительным вопросом для предпринимателей, касающимся таможни, в настоящее время является то, что многие компании импортируют товары, не уплачивая причитающихся импортных пошлин. Это происходит вследствие злоупотребления реальным освобождением от уплаты налогов (например, распространяющимся на гуманитарную помощь), а также в связи с вопиющим уклонением от уплаты, взяточничеством и коррупцией.
Уклонение от уплаты таможенных пошлин является проблемой не только из-за недополучения государственным бюджетом миллиардов рублей, но также из-за того, что усугубляется проблема параллельного, или "серого" импорта. В этом случае многонациональные и российские компании не могут конкурировать с собственной или аналогичной продукцией, незаконно импортируемой по более низким ценам, чем используемые компаниями-производителями. Параллельный, он же "серый" рынок импорта также негативно влияет на компании, осуществляющие производственную деятельность в России. Многие импортные продукты, не облагаемые таможенными пошлинами, стоят гораздо дешевле, чем местного производства.
Фискальное администрирование по-прежнему имеет во многих случаях карательный характер, налогоплательщики реально не имеют равных прав. Значительные затруднения у предпринимателей и инвесторов вызывает неудовлетворительная работа Министерства по налогам и сборам в области разработки нормативной базы, играющей роль необходимого вспомогательного обеспечения для федерального законодательства. Для улучшения положения в фискальной сфере необходимо дальнейшее снижение налоговой нагрузки на реальный сектор и упрощение процедур отчетности и контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.
Также мы определили, что инвестиции по объектам вложения средств делятся на капиталообразующие (прямые) и портфельные (финансовые), также существует и более разветвленные структуры, разграничивающие инвестиции, такие как: инвестиции в нефинансовые активы, инвестиции по отраслям экономики, по формам воспроизводства в реальном секторе, по источникам финансирования и др.
От подбора
источников финансирования зависит
не только жизнеспособность инвестиционной
деятельности, но и распределение
конечных доходов от нее, эффективность
использования авансированного
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание.
По ряду системных рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь же неблагоприятен, как и в преддевальвационный период. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких транзакционных и налоговых издержках; высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности.
Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.
Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.
Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально-экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы внешних поступлений не позволят регионам выйти из кризиса и обеспечить высокие темпы экономического роста.
Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженностей предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.
Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.
Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает:
Россия остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние автодорог, промзон и даже целых районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.
Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7–10 лет ожидается значительный рост ПИИ, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. долларов.
К 2050 году российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая. Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.
Экономисты GS уверены, что акции российских, бразильских и индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся рынки", а второй после США "двигатель мировой экономики".
Итак, экономические перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.
Информация о работе Инвестиции как источник экономического роста в РФ