История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание

Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.
Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5
1.1 Развитие экономической мысли стран Древнего Востока 5
1.2 Развитие экономических учений античных государств 9
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
15
2.1 Основные положения классической политической экономии 15
2.2 Вклад марксистов в экономическую науку 18
2.3 Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма 21
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
25
3.1 Характеристика неоклассического направления 25
3.2 Институционализм - оригинальная концепция 27
3.3 Современное развитие экономической науки в Казахстане 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

Копия Моя курсовая.docx

— 67.67 Кб (Скачать документ)
      
    1. Развитие  экономических учений античных государств
 

      Для более полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо рассмотреть не только особенности  хозяйственной жизни восточного рабства, но и классического рабства, его основных идей и воззрений  в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций  античных государств.

      Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области  являлись известные древнегреческие  мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель.

      Считается, что именно Ксенофонт (430 - 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства». Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени, от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства. Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, то есть сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время:

      1) Труд следует делить на труд умственный и труд физический;

      2) Людей же следует разделять на свободных и рабов;

      3) Природное предназначение - это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля;

      4) Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена;

      5) Чем больше рынок сбыта, тем большее разделение труда идет;

      6) У любого товара есть полезные свойства, то есть то, для чего его приобретают. Также есть возможность постоянно менять один товар на другой;

      7) Деньги существуют для более быстрого и простого обмена. Также деньги придуманы для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.

      Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А  вот ремесло совсем не нужно, поэтому  надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.

      Также Ксенофонт считал, что рабство  необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, порождая тем самым соперничество между ними.

      Обмен и торговля уже появились, так  же как и разделение труда, но это  пока еще не стало необходимым  средством для выживания, так  как греки все же опирались  на домашнее хозяйство, особенно в более  мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.

      В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к  сыну, и считалось, что они не имеют  права выбирать себе судьбу. Также  сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что  сын получает много благ, хотя Ксенофонт  смотрел на этот вопрос иначе. По его  мнению, ничто не является благом для  человека, если он не умеет правильно  распоряжаться этим.

      Платон - древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство - это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство - мудрость. Они составляют первый класс, второй - это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий - торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее - это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Платон разделял общество на три класса, это были: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).

      Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы  раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, общаться на разных языках, чтобы они  не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. По мнению Платона рабов можно было приравнивать к имуществу.

      Согласно  представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь предметом для накопления, но отрицательно относился к людям, которые копили деньги или одалживали их под проценты. В своем произведении «Законы» он еще больше критикует  ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует  что-то делать, если за это будет  заплачено позже, а делать стоит  лишь тогда, когда тебе готовы сразу  заплатить за твои услуги или товар, пусть даже другим товаром.

      Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло  и торговлю. Также он предлагал, чтобы  земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга  больше, чем в 4 раза.

      Аристотель - философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика - это наука о богатстве. Он также известен как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и других.

      Аристотель  полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он предполагал, что когда-то рабства  не будет, хотя в своих трудах оправдывал рабство и считал его правильным. В вопросах о разделении людей  на свободных и рабов, а также  о разделении труда на умственный и физический Аристотель поддерживал  мнение философов Платона и Ксенофонта. Еще он, так же, как и его  предшественники, полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его  с ремеслом и торговлей. Практически  так полагали все ученые древности.

      Аристотель  в своих трудах противопоставляет  экономию и хрематистику. Экономика  - приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика - это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку.

      Он  порицал, если деньги становились самоцелью, а не средством для достижения благих целей, особенно у тех, кто  занимался коммерческой торговлей  и ростовщичеством. Аристотель в  своих произведениях постоянно  упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто  живет не так хорошо). Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать  более удобным способом, то есть не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение труда, потому что каждый человек обладает какими-то способностями и навыками в большей степени, а другими - в меньшей. Поэтому древние греки поняли, что поменять одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать этот товар столь же искусно.

      Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости  денег и цене, но не закончил своих  исследований в этой области, так  как еще многого не осознавал. Однако Аристотель продвинулся гораздо  дальше в своих исследованиях, чем  Платон и Ксенофонт.

      Один  из ученых Древнего Рима, который внес немалый вклад в развитие экономических учений - Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций. Его годы жизни 234 - 149 гг. до нашей эры. Он является автором труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Катон был противником торговли, он не приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.

      Со  временем в Древнем Риме стали  появляться, наемные рабочие, те, кто  работает за деньги или определенную часть урожая. Отражение того, как  правильно заключать с ними договор  и вести дела, можно найти в  труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.

      Историки  и современники считают, что в  тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться  деньгами человека во всем Риме. Катон  искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ  ВЕКА 

      2.1 Основные положения классической политической экономии 

      В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие учёные, Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Пети, Адам Смит, Давид Риккардо, Джон Стюарт Миль, французский экономист Жан-Батист Сэй. Не смотря на различие их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики - сторонники экономического либерализма, суть которого не редко выражается словами «laissez faire» (буквально - «оставьте делать» - французский). Принцип «laissez faire» - политическое требование, сформулированное ещё школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства и недопроизводства товаров оказывается невозможным. Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.

      А. Смит и его последователи разработали  экономическую теорию, в основе которой  лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создаётся  не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между непроизводящими и производительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

      Классической  политической экономии принадлежит  ряд важных научных открытий. Она  сосредоточила внимание на анализе  отношений материального производства и изучении объективных закономерностей  его функционирования и развития. Классики, создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного  обращения. Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая  их объективный характер, исследовала  механизм действия, обосновала необходимость  учета и использования этих законов  в хозяйственной практике и экономической  политике. Источник стоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной  и оборотный капиталы.

      Рыночную  экономику представители классической политэкономии рассматривали как  саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике  необходима наибольшая экономическая  свобода. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По его мнению, государство не должно вмешиваться в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская её ограничения, а также создать общие условия производства, развивать образование, строить дороги, мосты, обеспечивать связь. Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли.

Информация о работе История экономических учений