Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:59, курсовая работа
Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.
Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5
1.1 Развитие экономической мысли стран Древнего Востока 5
1.2 Развитие экономических учений античных государств 9
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
15
2.1 Основные положения классической политической экономии 15
2.2 Вклад марксистов в экономическую науку 18
2.3 Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма 21
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
25
3.1 Характеристика неоклассического направления 25
3.2 Институционализм - оригинальная концепция 27
3.3 Современное развитие экономической науки в Казахстане 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Заслугой
Д. Рикардо было четкое разграничение
потребительной и меновой стоимости,
сведение источника стоимости товара
к труду. Он обращал внимание на двойственный
характер труда, неравенство между
заработной платой работника и стоимостью
продукта его труда, что в дальнейшем
стало предпосылкой для выяснения
сущности капиталистической
У классической школы политической экономии были свои недостатки, например:
1) А. Смит, анализируя процесс воспроизводства общественного капитала, стоимость совокупного общественного продукта свел только к величине заработной платы и прибыли;
2) классики не смогли научно обосновать, что стоимость товара - рабочая сила;
3) А. Смит и Д. Рикардо понятие «капитал» рассматривали только, как средство производства;
4) классикам не удалось выделить наиболее общую форму стоимости продуктов труда;
5) капиталистический способ производства они считали вечным строем, то есть не учитывали при его рассмотрении принцип историзма;
6) недооценивали роль государства в хозяйственной жизни;
7)
не было четкого разделения потребительной
стоимости и стоимости, конкретного труда.
2.2
Вклад марксистов в экономическую науку
На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818-1883 гг.) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства. Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса, внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции. Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития капитализма. К. Маркс довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда. Он установил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения. Он развил диалектический метод познания, в частности, выделил специфические формы противоречия в современной ему экономической жизни, непосредственное содержание и общественную форму экономических процессов и явлений, раскрыл глубинную сущность капитала, выявил антагонизм капиталистического производства, одна из форм которого - противоречие между живым и овеществленным трудом. К. Маркс по - новому определил предмет политической экономии, которая должна изучать не только законы распределения произведенного продукта, но и непосредственного Производства, обмена и потребления, исследовать производственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественного воспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил. Он отметил прогрессивную роль акционерной собственности. К. Маркс экономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда. Он доказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условиях капитализма. Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной), возрождение индивидуального присвоения на основе коллективного труда. К. Маркс создал теорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий. К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.
Однако марксистское экономическое учение также содержит недостатки. К ним относится непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества. Игнорируя требование основного закона диалектики любое явление рассматривать с позиции единства и борьбы противоположных сторон, основоположники марксизма-ленинизма делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим. Но в первые годы советской власти В. Ленин внес некоторые коррективы в практическую реализацию этого принципа, приобщая к строительству социализма буржуазных специалистов.
Кроме того, марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализации сущностных сил человека. Их развитие они считали несовместимым с существованием частной собственности. Классики марксизма, недооценив биологическое естество человека, преувеличили роль его социальных качеств. Однако при этом К. Маркс рассматривал человека и как естественное существо, наделенное естественными силами, считал его биологическим явлением.
Марксистская теория переоценивает роль крупного производства в экономике общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным. В ней также необоснованно абсолютизируется роль государственной собственности в строительстве нового строя. Наиболее полно это проявилось в идее В. Ленина о социализме как единой государственной фабрике.
К.
Маркс ошибочно считал, что социализм
несовместим с товарно-
Маркс недостаточно внимания уделял закону спроса и предложения, влиянию субъективных оценок потребителей, в том числе поведения потребителей, на процесс ценообразования. Это послужило одной из причин возникновения маржинализма.
В
целом множество идей, положений, теорий
и методология К. Маркса имеют огромную
ценность, выдержали проверку временем
и используются ведущими экономистами
многих стран мира. Вследствие жизненности
многих выводов и положений марксистской
политической экономии она остается и
сейчас одним из важнейших направлений
экономической теории.
2.3
Представители и их взгляды исторической
школы и маржинализма
Причинами возникновения исторической школы и маржинализма были недостатки марксистской экономической теории, классической школы политической экономии, а также процесс экономии, обусловленный углублением противоречий капиталистического способа производства, стремлением представителей данных направлений найти пути решения названных проблем эволюционным путем в границах капиталистического способа производства. Историческая школа - одно из направлений западной экономической мысли. Возникла в Германии в середине XIX в. Название получила от своеобразного определения предмета политической экономии и исторического метода исследования, в соответствии с которым данная наука не изучает экономические законы, а описывает конкретно-исторические формы экономической жизни в той или иной стране. Экономические явления, по мнению представителей исторической школы, обусловлены исторической обстановкой.
Самыми известными представителями исторической школы были немецкие экономисты В. Рошер, В. Гильдебранд, В. Зомбарт, М. Вебер, полагавшие, что политическая экономия должна изучать не отношение людей к вещам, а отношения между людьми. Считая, что рынок не способен обеспечить устойчивое равновесие экономической системы, эти экономисты выступали за активное вмешательство государства в экономику, рассматривая такое вмешательство как единственное условие ее эффективного функционирования.
Для
выживания общества, по их мнению, необходимо
предоставлять бедным слоям населения
больше благ, созданных благодаря
прогрессу. Они считали, что психологические
и исторические факторы не менее
важны, чем экономические, отстаивали
целесообразность широкого подхода
к изучению экономической и социальной
жизни. В. Зомбарт уделял большое
внимание организационным и
М.
Вебер, необоснованно отрицая идею
Маркса об отчуждении средств производства
от непосредственных производителей,
заменил ее тезисом о бюрократизации
политической и общественной жизни.
Он утверждал, что социализм приведет
к усилению бюрократизации общественной
жизни. Некоторые представители
исторической школы выступали за
централизованное управление экономикой,
внедрение планирования, законодательное
регулирование, полагали, что государственные
финансы могут стать
Основными
теоретико-методологическими
В середине XIX в. возникает и получает распространение в 70-е года новое направление политической экономии - маржинализм, ставший одновременно и методологическим принципом западной экономической науки. Его основателями были австрийский экономист К. Менгер, английский экономист У. Джевонс, швейцарский ученый Л. Вальрас. По мнению У. Джевонса, сфера изучения экономики - чистая теория, обоснование универсальных закономерностей. В связи с этим он заменяет понятие «политическая экономия» термином экономике (экономическая теория). Аналогично поступает и Л. Вальрас.
Основой маржинализма является теория предельной полезности, согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товара. Позже такой подход был воплощен в теории затрат производства, цены, распределения. В целом маржинализм, исходя из предельных величин или состояний, раскрывает не сущность экономических явлений и процессов, а их изменения в связи с изменением других явлений и процессов, а также с точки зрения психологии отдельного индивидуума, который дает собственные оценки предельной пользы или потерь, связанных с участием в экономической деятельности.
К положительным сторонам маржинализма относятся детальный анализ функционирования рынка, выяснение закономерностей ценообразования, денежного оборота, спроса, стремление исследовать вопрос оптимального распределения и использования ресурсов. К негативным - преобладание субъективной мотивации, субъективной оценки экономического поведения людей, абстрагирование от изучения социально-экономической сущности общественного строя производства. На первое место сторонники маржинализма ставили не отношения между людьми в различных сферах общественного воспроизводства, а отношение человека к вещи. Поэтому наибольших успехов они достигли в анализе технологического способа производства, технико-трудовых связей. Ошибочным был их тезис о возможности достижения равновесия экономической системы на основе взаимодействия спроса и предложения, без участия государства.
Во второй половине XIX в. центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится с государственного уровня на уровень фабрики, предприятия. Это находит отражение в общем изменении направления экономических взглядов.
Качественный
экономический анализ заменяется количественным,
исследования концентрируются всё
в большей мере на рассмотрении конкретных
отношений рыночных агентов, выработке
соответствующих практических рекомендаций.
Учёные всё чаще стремятся к исследованию
проблем оптимизации
3
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ
ВРЕМЯ
3.1
Характеристика неоклассического направления
В
последней трети XIX в. с развитием
внутренних экономических и социальных
противоречий капитализма начинается
стадия, характеризующаяся
Созданные
неоклассиками инструменты
Своё новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 году, книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла. Называлась она «Принципы экономической науки». Автор книги считал, что экономические исследования должны следовать практике житейской логики, быть научным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов. Поэтому под «экономикс» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов.