Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание

Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава. I Понятие и сущность научно-технического прогресса
1.1 Понятие НТП…………………………………………………………………………………………………3
1.2 Исторический аспект, этапы развития , критерии НТП………………………………5
1.3 Направления НТП на современном этапе………………………………………………….12
Глава II .НТП и Россия
2.1 Научно-технический потенциал России…………………………………………………….16
2.2Опыт лидеров………………………………………………………………………………………………20
2.3Необходимость перемен……………………………………………………………………………22
Глава III. Результаты и последствия НТП
3.1НТП и его влияние на благосостояние и качество жизни…………………………23
3.2НТП и экология……………………………………………………………………………………………26
3.3 НТП и мировоззрение………………………………………………………………………………..28
3.4 НТП – общественное благо?...........................................................................29
3.5 Управление НТП…………………………………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1апап.docx

— 92.05 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Государственный  университет управления» 

Специальность: национальная экономика

Форма обучения: очная 
 

Курсовая  работа

По  предмету: Экономика  общественного сектора

На  тему

«Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса,2 группы

Нестерова А.А

Проверил:

                                                                                                                                                  к.э.н., доц. А.А. Сычев 
 

Москва,2011 год 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………………………2

Глава. I Понятие и сущность научно-технического прогресса

    1. Понятие НТП…………………………………………………………………………………………………3
    2. Исторический аспект, этапы развития , критерии НТП………………………………5
    3. Направления НТП на современном этапе………………………………………………….12

Глава II .НТП  и Россия

2.1 Научно-технический  потенциал России…………………………………………………….16

2.2Опыт лидеров………………………………………………………………………………………………20

2.3Необходимость  перемен……………………………………………………………………………22

Глава III. Результаты и последствия  НТП

3.1НТП и его  влияние на благосостояние и качество жизни…………………………23

3.2НТП и экология……………………………………………………………………………………………26

3.3 НТП и мировоззрение………………………………………………………………………………..28

3.4 НТП – общественное благо?...........................................................................29

3.5 Управление НТП…………………………………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………………………………….35

Список  литературы…………………………………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 

Введение

Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический  рост в промышленно- развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В условиях российской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей нормализации функционирования реального сектора экономики.

В то же время неуклонное наращивание объема производства на базе достижений НТП без учета  его негативных последствий привело  к возникновению серьезных проблем, прежде всего экологических и  социальных, и поставило человечество на грань глобальных катастроф. Это  обстоятельство обусловливает необходимость  диалектического подхода к НТП, что позволяет вскрыть противоречивый характер его воздействия на количественные и качественные параметры экономического роста. Таким образом, в современных  условиях для адекватного описания процесса развития мировой экономики  требуется теоретическая концепция, которая синтезирует положительные  и отрицательные эффекты НТП.

Актуальность, социально-экономическая  значимость и недостаточная степень  научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.

Цель исследования заключается в выявлении противоречий, тенденций НТП на современном  этапе. Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:

  • дать понятие и рассмотреть сущность НТП
  • рассмотреть основные направления НТП
  • выявить проблемы, касающиеся развития НТП  в России на современном этапе
  • определить возможные пути решения проблем
 
 
 

ГлаваI. Понятие и сущность научно-технического прогресса .

1.1НТП  и его сущность.

Научно-технический  прогресс(НТП) - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления, основа социального прогресса.1

НТП можно истолковать  также как процесс накопления и практической реализации новых  научных и технических знаний, целостную циклическую систему  “наука—техника—производство”, охватывающую несколько направлений:

  • фундаментальные теоретические исследования;
 
  • прикладные  научно-исследовательские работы;
 
 
  • опытно-конструкторские  разработки;
 
  • освоение технических  нововведений;
 
 
  • наращивание производства новой техники до необходимого объема, ее применение (эксплуатация) на протяжении определенного времени;
 
  • технико-экономическое, экологическое и социальное старение изделий, их постоянная замена новыми, более эффективными образцами.

НПТ присущи эволюционные (связанные с накоплением количественных изменений) и революционные (обусловленные  скачкоподобными качественными изменениями) формы совершенствования технологических методов и средств производства, конечной продукции. К эволюционным формам НТП относят  улучшение отдельных технико-экономических параметров изделий или технологии их изготовления, модернизацию или создание новых моделей машин, оборудования, приборов и материалов в пределах того же самого поколения техники, а к революционным — смену техники и конечной продукции, возникновение принципиально новых научно-технических идей, научно-технических революций, в процессе которых и происходит переход к новым поколениям техники.2 НТП всегда осуществляется в комбинировании двух своих форм (эволюционной и революционной) и является главным фактором  повышения эффективности производства. НТП на протяжении истории изменялся, развивался, принимал различные формы, для исследования научно-технического прогресса на современном этапе хотелось бы обратиться к историческому аспекту , этапам развития НТП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Исторический аспект  этапы развития и критерии НТП

Небывалый прогресс науки и техники во многом определил  неповторимое своеобразие XX в. Последствия  научно-технического прогресса прослеживаются во всех сферах жизни современного человека. Фактически двигателем НТП  является научно-техническая революция (НТР). НТР – это качественное преобразование современных производительных сил на основе постепенного превращения  науки в непосредственную производительную силу. Но НТР состоит в свою очередь  из научных и технологических  революций.

В истории естествознания можно обнаружить четыре научных  революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление  классического естествознания, характеризующееся  следующими моментами:

а)  построение абсолютно истинной картины природы;

б) поиск очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» принципов, на базе которых можно строить  теории, объясняющие и предсказывающие  опытные факты;

в) эта эпоха была временем господства механики во всех отраслях знаний.

В основе науки этого  времени лежали разработанные И. Ньютоном методы классической механики и математического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях  математики Р. Декарта, Г. Лейбница и  др.

Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX века. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Это можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания –дисциплинарно организованной науке, в которой можно выделить следующие моменты:

а) в биологии, химии  и других областях знания формируются  специфические картины реальности,которые уже не объясняются механикой;

б) происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и  развитие классической науки и ее стиля мышления. Третья глобальная научная революция была связана  с преобразованием этого стиля  и становлением нового, неклассического  естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX вв. В эту  эпоху происходят революционные  перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой  теории), в космологии (концепция  нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление  генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Эта революция характеризуется следующим:

а) нормы неклассической науки отличались пониманием относительной  истинности теорий, а не полной идеализации  как было ранее;

б) допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга  конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку  в каждом из них может содержаться  момент объективно-истинного знания;

в) принимаются такие  типы объяснения и описания, которые  в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и  доказательности знаний, утвердившиеся  в квантово-релятивистской физике.

Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных  саморегулирующихся систем.

В современную эпоху  мы являемся свидетелями новых радикальных  изменений в основаниях науки. Эти  изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную  революцию.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение  самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах  хранения и получения знаний (компьютеризация  науки, появление сложных и дорогостоящих  приборных комплексов, которые обслуживают  исследовательские коллективы и  функционируют аналогично средствам  промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Можно говорить о следующих моментах:

а) на передний план все более выдвигаются междисциплинарные  и проблемно-ориентированные формы  исследовательской деятельности;

б) специфику современной  науки определяют комплексные исследовательские  программы, в которых принимают  участие специалисты различных  областей знания;

в) в науке наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического  характера;

г) включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с  жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает  проблема выбора некоторой линии  развития из множества возможных  путей эволюции системы. Причем сам  этот выбор необратим и чаще всего  не может быть однозначно просчитан.

Под техникой (от греч. techne – мастерство, искусство) понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела, технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.

Информация о работе Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем