Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 10:56, курсовая работа
Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава. I Понятие и сущность научно-технического прогресса
1.1 Понятие НТП…………………………………………………………………………………………………3
1.2 Исторический аспект, этапы развития , критерии НТП………………………………5
1.3 Направления НТП на современном этапе………………………………………………….12
Глава II .НТП и Россия
2.1 Научно-технический потенциал России…………………………………………………….16
2.2Опыт лидеров………………………………………………………………………………………………20
2.3Необходимость перемен……………………………………………………………………………22
Глава III. Результаты и последствия НТП
3.1НТП и его влияние на благосостояние и качество жизни…………………………23
3.2НТП и экология……………………………………………………………………………………………26
3.3 НТП и мировоззрение………………………………………………………………………………..28
3.4 НТП – общественное благо?...........................................................................29
3.5 Управление НТП…………………………………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………………………………37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Государственный
университет управления»
Специальность: национальная экономика
Форма обучения:
очная
Курсовая работа
По предмету: Экономика общественного сектора
На тему
«Эффективность
научно-технического прогресса: повышение
благосостояния или появление новых проблем»
Выполнила:
Студентка 2 курса,2 группы
Нестерова А.А
Проверил:
Москва,2011 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава. I Понятие и сущность научно-технического прогресса
Глава II .НТП и Россия
2.1 Научно-технический
потенциал России……………………………………
2.2Опыт лидеров………………………………………
2.3Необходимость
перемен……………………………………………………………
Глава III. Результаты и последствия НТП
3.1НТП и его влияние на благосостояние и качество жизни…………………………23
3.2НТП и экология…………………………………
3.3 НТП и мировоззрение……………………………
3.4 НТП – общественное
благо?........................
3.5 Управление НТП…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно- развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В условиях российской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей нормализации функционирования реального сектора экономики.
В то же время неуклонное
наращивание объема производства на
базе достижений НТП без учета
его негативных последствий привело
к возникновению серьезных
Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.
Цель исследования
заключается в выявлении
ГлаваI. Понятие и сущность научно-технического прогресса .
1.1НТП и его сущность.
Научно-технический прогресс(НТП) - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления, основа социального прогресса.1
НТП можно истолковать также как процесс накопления и практической реализации новых научных и технических знаний, целостную циклическую систему “наука—техника—производство”, охватывающую несколько направлений:
НПТ присущи эволюционные
(связанные с накоплением
1.2 Исторический аспект этапы развития и критерии НТП
Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического прогресса прослеживаются во всех сферах жизни современного человека. Фактически двигателем НТП является научно-техническая революция (НТР). НТР – это качественное преобразование современных производительных сил на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу. Но НТР состоит в свою очередь из научных и технологических революций.
В истории естествознания можно обнаружить четыре научных революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания, характеризующееся следующими моментами:
а) построение абсолютно истинной картины природы;
б) поиск очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты;
в) эта эпоха была временем господства механики во всех отраслях знаний.
В основе науки этого
времени лежали разработанные И.
Ньютоном методы классической механики
и математического
Радикальные перемены
в этой целостной и относительно
устойчивой системе оснований
а) в биологии, химии
и других областях знания формируются
специфические картины
б) происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX вв. В эту эпоху происходят революционные перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Эта революция характеризуется следующим:
а) нормы неклассической науки отличались пониманием относительной истинности теорий, а не полной идеализации как было ранее;
б) допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания;
в) принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.
Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.
В современную эпоху
мы являемся свидетелями новых радикальных
изменений в основаниях науки. Эти
изменения можно
Интенсивное применение
научных знаний практически во всех
сферах социальной жизни, изменение
самого характера научной
а) на передний план
все более выдвигаются
б) специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания;
в) в науке наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера;
г) включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.
Под техникой (от греч. techne – мастерство, искусство) понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела, технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.