Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание

Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава. I Понятие и сущность научно-технического прогресса
1.1 Понятие НТП…………………………………………………………………………………………………3
1.2 Исторический аспект, этапы развития , критерии НТП………………………………5
1.3 Направления НТП на современном этапе………………………………………………….12
Глава II .НТП и Россия
2.1 Научно-технический потенциал России…………………………………………………….16
2.2Опыт лидеров………………………………………………………………………………………………20
2.3Необходимость перемен……………………………………………………………………………22
Глава III. Результаты и последствия НТП
3.1НТП и его влияние на благосостояние и качество жизни…………………………23
3.2НТП и экология……………………………………………………………………………………………26
3.3 НТП и мировоззрение………………………………………………………………………………..28
3.4 НТП – общественное благо?...........................................................................29
3.5 Управление НТП…………………………………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1апап.docx

— 92.05 Кб (Скачать документ)

В мировой практике в процессе разработки прогнозов  развития науки техники применяются  как интуитивные, так и формализованные  методы. При прогнозировании фундаментальных  исследований широко применяются системный  анализ и синтез, методы экспертных оценок (сценариев, построения «дерева  целей» и морфологического анализа). Из-за недостатка, а даже и отсутствия количества исходных данных возможность  применения статистических методов  мала. Прогнозирование развития фундаментальных  исследований проводится по всем научным направлениям деятельности институтов, Академии наук, ВУЗов. Объектами прогнозирования являются направления исследований, ожидаемые результаты, возможные научные и экономические эффекты, текущие затраты и капитальные вложения. Численность научных работников, докторов и кандидатов наук, вспомогательного персонала тоже прогнозируется.

Если разрабатываются  прогнозы фундаментальных исследований, то анализируется современное состояние  развития науки, выявляются актуальные проблемы, намечаются пути решения  современных научных проблем. Если производятся разного рода разработки и прогнозируются прикладные исследования, то применяются методы экспертных оценок, экстраполяции, моделирования, оптимизации, а также методы, основанные на анализе  патентной документации и научно-технической  информации. Результатами прикладных исследований могут быть макеты отдельных  узлов и элементов будущих  разработок.

При прогнозных расчетах производства и эксплуатации новой  техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оптимизации, факторные  и имитационные модели, система укрупненных  балансовых расчетов. При выборе методов  прогнозирования важную роль играет глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить  эволюционным, без скачков, то применение формализованных методов оправдано  для определения скачка и оценки времени его осуществления; если же в нем возможно появление скачков, то нужно применять метод экспертных оценок, а на участках эволюционного  процесса применять формализованные  методы.

Методы экспертных оценок основаны на мнении одного или  нескольких специалистов (экспертов) о  перспективах развития науки и техники.

Метод комиссий. Его  суть состоит в том ,что специалисты принимая решения влияют друг на друга так, чтобы возместить свои ошибки. Преимуществами метода комиссий являются:

  • общее количество информации, которой располагает группа – намного больше информации, которой располагает каждый из членов в отдельности;
  • группа экспертов с большей готовностью принимает на себя ответственность, чем каждый специалист по отдельности.
 

К недостаткам метода комиссий относятся:

  • группа экспертов может оказывать сильное давление на отдельных членов группы;
  • меньшинство с необъективными взглядами может подавить остальных участников группы.

Наиболее прогрессивным  методом, который позволяет избавиться от выше указанных недостатков, является метод «Дельфи». Данный метод основывается на проведении опроса группы специалистов с помощью анкет, кроме этого в анкете имеются не только вопросы, но и информация о степени согласованности мнений членов группы.

Метод написания  сценариев (логическая модель) предполагает постановление логической последовательности событий с тем, чтобы показать, как, исходя из существующей или какой-либо другой заданной ситуации, может шаг  за шагом разворачиваться будущее  состояние.

Метод исторической аналогии – заключается в сравнении  прогнозируемых трансформаций новых  технологических структур или отдельных  технологий с какой-либо сходной  технологической трансформацией в  прошлом. Прежде чем применять выявленные прогнозированием аналогии, нужно их тщательно сопоставить и установить, что это сходство не носит случайный  характер. Если не следовать этому  требованию, то можно допустить большие  ошибки. В настоящее время метод  исторической аналогии в качестве вспомогательного средства для прогнозирования инноваций  помогает совершенствовать прогностическую  интуицию.

В мировой практике при прогнозировании развития науки  и техники распространение получил  метод коллективной генерации идей. Применяются и его модификации, в частности метод «635».С помощью  этих методов можно производить  прогнозы на краткосрочный и среднесрочный  периоды.

Методы экстраполяции  тенденций (количественные методы) предполагают, что имеющийся темп технического развития сохранится и в будущем. Методы экстраполяции не позволяют  предсказать результат развития науки и техники, если изменятся  условия. Не могут быть получены данные и о том, какие условия следовало  бы изменить, чтобы добиться желаемого  темпа внедрения нововведений. Самым  большим недостатком является недостоверность  прогнозных данных при большом временном  интервале. В связи с этим методы экстраполяции целесообразно применять  на начальном этапе научно-технического прогнозирования.

Кроме рассмотренных  выше методов используются нормативные  методы. С их помощью рассматриваются  все элементы прогнозируемых технологических  систем или процессов, их трансформаций, анализируются взаимосвязи между  этими элементами, исследуются затраты. Самыми распространенными методами разработки нормативных прогнозов  являются деревья целей, морфологические  модели, блок-схемы последовательности выполнения задач. «Деревья целей» используются при анализе системы или процесса (систему или процесс можно  представить в виде уровней сложности  или иерархических уровней). Морфологические  модели используются, если систему  или процесс можно разделить  на элементы, которые способны независимо видоизменяться. Блок-схемы последовательности выполнения задач применяются, если систему или процесс можно  представить в виде одной или  нескольких цепочек последовательных этапов.

Рассмотрев различные  методы управления, принятия управленческих решений, очевидно, что управлять  прогрессом можно, более того можно  прогнозировать тенденции его развития, а значит это дает возможность сведения к минимуму отрицательных моментов прогресса. 
 
 
 
 
 

Заключение:

Перед современным  высокоиндустриальным обществом встал  ряд новых, зачастую не имеющих прецедента в истории цивилизации научно-технических  и социально-экономических задач, которые требуют качественно  отличных от распространенных подходов к их решению. В центре всех дискуссий  о путях развития общества постоянно  находится одна проблема, а именно научно-технический прогресс, являющийся одновременно первопричиной и следствием быстрого изменения нашего мира, окружающей среды, структуры общества, экономики, занятости населения. Технический  прогресс приобретает все большее  значение как фактор экономического роста прежде всего в высокоразвитых странах.

Подводя итоги:

НТП- единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления, основа социального прогресса. НТП направлен на минимизацию затрат на производство единицы продукции, так же на всяческое упрощение жизни человека.

НТП имеет как  положительные, так и отрицательные  последствия, о чем говорят ускоренный экономический рост и растущие экологические  проблемы.

Сегодня предлагаются различные пути решения "экологического кризиса", возникшего от НТП; самое  большое распространение сегодня  получила "концепция устойчивого  развития".

Основными направлениями  научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

НТП- это довольно управляемый процесс, поэтому ход развития в руках человечества и можно ли будет в будущем считать прогресс благом  будет зависеть только от того , как именно мы распорядимся новыми разработками и технологиями сейчас. 
 

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как  высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных  знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания  и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  обрести твердую жизненную  базу, человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что  и как делается прямо сейчас в  избранной им области человеческой активности. Индивидуум  должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить  новое здание нового конкретного  знания в соответствии с новыми требованиями дня.

 Чтобы через  десять - пятнадцать - двадцать лет  сохранять лидирующую позицию.  Человек будущего должен быть  фундаментально образован в гуманитарной  области, в области наук о  человеке, наук социальных.

Современная Россия может иметь достойное будущее лишь двигаясь по пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.  Всесторонняя образованность населения - главная опора науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1.   Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В., 1998.
  2. http://buklib.net/component/option,com_jbook/task,view/Itemid,36/catid,102/id,1726/
  3. Львов Д. НТП и экономика переходного периода // Вопросы экономики. – 1991. – №11
  4. http://buklib.net/component/option,com_jbook/task,view/Itemid,36/catid,102/id,1726/
  5. http://www.newsland.ru/index/news/cat/86/
  6.   Наука России в цифрах.2010 г. М.: ЦИСН.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://socioline.ru/book/elvin-toffler-shok-buduschego-futuroshok
  9. http://ekologos.ru/?article=2&page=1
  10. http://yesway.ru/20-stran-s-samym-vysokim-urovnem-zhizni.html

Информация о работе Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем