Экономическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Экономическая безопасность - основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система её критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но, в конечном итоге, целью экономической безопасности является недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.

Содержание

I ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1.2 СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
II ЧАСТЬ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ
2.2 МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.4 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

кУРСАЧ.docx

— 54.16 Кб (Скачать документ)

     3.Формирование  предложений по корректировке  экономической политики, институциональных  преобразований и необходимых  механизмов, устраняющих или смягчающих  воздействия, подрывающие устойчивость  экономики. 

     Реализация  экономической государственной  стратегии должна осуществляться через  систему конкретных мер, реализуемых  на основе качественных индикаторов  и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и  др. 

 

     2.4 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 

     17 ноября 2008 г распоряжением Правительства РФ были утверждены основные направления деятельности правительства Российской федерации на период до 2012 года [26].

     Период 2009 - 2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской  
Федерации на период до 2020 года. Этот период во многом определяет успех в достижении долгосрочной стратегической цели - выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

     Особенность предстоящего четырехлетнего периода - появление новых внешних и  внутренних вызовов устойчивому  социально-экономическому развитию России.

     Первый  вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран  мира, и Россия - не исключение. При  этом созданные валютные резервы  и устойчивость бюджетной системы  страны смягчают влияние мировых  кризисных процессов на российскую экономику.

     Второй  вызов - значительное усиление роли человеческого  фактора во всех областях развития экономики и общества. Квалифицированный  профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих в конечном счете глобальную конкурентоспособность  социально-экономической системы. Отсюда возрастает роль социальных структур, определяющих качество человеческого  потенциала и среды жизнедеятельности  человека, - здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства  и других.

     Третий  вызов - ускорение технологических  изменений. В ведущих странах  мира назревает переход к качественному  обновлению технологической базы на основе нанотехнологий, биотехнологий, энергосбережения, информационных и  коммуникационных технологий. Возрастают экологические требования к технологическим  системам и организации производства. Россия должна быть в авангарде этих изменений и занять лидирующие позиции  по ключевым технологическим направлениям, определяющим облик экономики будущего.

     Четвертый вызов - усиление роли экономических  институтов в глобальной конкурентной борьбе за привлечение стратегических инвестиций. Национальные экономики  соревнуются в привлечении инвестиций с глобальных рынков капитала, создавая благоприятную конкурентную среду  для инвесторов и предпринимателей. Существенным фактором формирования такой  среды является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса.

     Пятый вызов - ужесточение целого ряда ограничений  экономического роста. Важнейшим из них является снижение предложения  трудовых ресурсов и дефицит квалифицированной  рабочей силы. Другое ограничение - недостаточное развитие необходимой  для ведения бизнеса инфраструктуры, в том числе транспортной и  энергетической.

     Эти вызовы в совокупности определяют необходимость  качественного преобразования социально-экономической  системы страны. За четыре года экономика  России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально  ориентированной и эффективной. В этом состоит ответ России на глобальные вызовы. Это обеспечит  и возможность наращивать ВВП  не менее чем на 6 - 7 процентов в год, что необходимо для решения долгосрочных задач социального развития, модернизации национальной экономики и обеспечения безопасности.

     В центр социально-экономической политики необходимо поставить интерес человека в улучшении жизни и в развитии личности. Необходимо сформировать мотивации и одновременно создать все условия для изменений в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего для улучшения здоровья, экологии, образования, культуры, жилищных условий, безопасности. Особого внимания требуют вопросы молодежной политики и поддержки социально незащищенных групп населения.

     Одновременно  предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это проекты в области:

  • либерализации экономических институтов и усиления конкурентности предпринимательской среды;
  • повсеместного распространения инноваций, ускоренного развития науки, технологий и высокотехнологических производств;
  • построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций;
  • повышения эффективности отраслей экономики, снижения энергоемкости производства и увеличения производительности труда;
  • модернизации базовых промышленных производств и сельского хозяйства, качественного обновления транспортной и энергетической инфраструктуры, развития ресурсной базы экономики;
  • обеспечения сбалансированного регионального развития и создания новых региональных центров экономического роста.

     При этом важнейшими стратегическими факторами  обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции.

     Ключевым  условием успеха в решении этих задач  является повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления. При этом основной акцент делается на конечной результативности и эффективности  исполнения функций и полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на мотивациях государственных и муниципальных служащих в достижении поставленных целей. Одновременно на всех уровнях власти будет развернута борьба с коррупцией и бюрократизмом.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе данной курсовой работы было выявлено, что основной компонент экономической безопасности – это экономическое развитие государства. Мировой опыт показывает, что рост ВВП и низкая инфляция далеко не всегда являются характеристикой повышения благосостояния населения и увеличения конкурентоспособности национальной экономики.

     В данной работе дана попытка описания части наиболее серьёзных проблем  экономической безопасности страны. Для решения последних, российскому  правительству необходимо не только создать концепцию национальной безопасности и национального развития, составной частью которой должна являться экономическая безопасность и экономическое развитие, но и выполнять все обозначенные пункты по всем направлениям.

     Таким образом, можно сделать вывод: чтобы  создать национальную структуру  своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна определить свои приоритеты по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы  всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю — конкурентоспособными экспортными товарами. Россия должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.

 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Абалкин Л., Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 1994 г.
  2. Архангельская Н., Оборона безопасности, «Эксперт» №44, 2000 г.
  3. Белоусов А. Бизнес-идея развития//Эксперт. - 2005. - № 38 (484). -С. 65-67.
  4. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. - СПб.: Вектор, 2005. - 256 с.
  5. Гончарено Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью. - М.: Кронус, 2005.-272 с.
  6. Ивантер А. Скрытая угроза//Эксперт. - 2005. - № 24 (471). - С. 23-24.
  7. Сенчагов В., О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики» №1, 1995 г.
  8. Коротецкий Ю. Поправки на ветер//Эксперт. - 2005. - № 28 (475). -С. 17-18.
  9. Логвина А., Налоговое состояние экономической безопасности России. «Российский экономический журнал» №5, 1998  г.
  10. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
  11. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор. -М.: Маркет ДС, 2002. - 240 с.
  12. Рубанов И. Задача для суверенной экономики/, Эксперт. - 2005. - № 24 (471).-С. 15-20.
  13. Рубанов И. Потеряем время - потеряем Сибирь//Эксперт. - 2005. - № 24 (471).-С. 34-36.
  14. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности  России. // Международный бизнес России. 1995. №9.
  15. Савченко П., Фёдорова М., Шелкова Е., Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России. «Российский экономический журнал» №7,  2000 г.
  16. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1995. №3.
  17. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов/В.С. Гусев, В.А. Демин, Б.И. Кузин и др. - СПб.: Питер, 2004. -281с.
  18. «Экономическая безопасность», под ред. Академика В.К. Сенчагова, Москва
  19. Эксперт. - 2005. - № 12. - С. 12.
  20. Эксперт. -2005. - №35 (481). -С. 12.
  21. www.akdi.ru
  22. www.base.graut.ru
  23. www.budgetrf.ru
  24. www.gks.ru
  25. www.inesp.ru
  26. www.nationalsecurity.ru

Информация о работе Экономическая безопасность РФ