Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа
Экономическая безопасность - основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система её критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но, в конечном итоге, целью экономической безопасности является недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.
I ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1.2 СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
II ЧАСТЬ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ
2.2 МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.4 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.Формирование
предложений по корректировке
экономической политики, институциональных
преобразований и необходимых
механизмов, устраняющих или смягчающих
воздействия, подрывающие
Реализация
экономической государственной
стратегии должна осуществляться через
систему конкретных мер, реализуемых
на основе качественных индикаторов
и количественных показателей - макроэкономических,
демографических, внешнеэкономических,
экономических, технологических и
др.
2.4
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РФ
17 ноября 2008 г распоряжением Правительства РФ были утверждены основные направления деятельности правительства Российской федерации на период до 2012 года [26].
Период
2009 - 2012 годов - первый этап реализации Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской
Федерации на период до 2020 года. Этот период
во многом определяет успех в достижении
долгосрочной стратегической цели - выход
на уровень экономического и социального
развития, соответствующий статусу России
как ведущей мировой державы XXI века, занимающей
передовые позиции в глобальной экономической
конкуренции и надежно обеспечивающей
национальную безопасность и реализацию
конституционных прав граждан.
Особенность предстоящего четырехлетнего периода - появление новых внешних и внутренних вызовов устойчивому социально-экономическому развитию России.
Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран мира, и Россия - не исключение. При этом созданные валютные резервы и устойчивость бюджетной системы страны смягчают влияние мировых кризисных процессов на российскую экономику.
Второй
вызов - значительное усиление роли человеческого
фактора во всех областях развития
экономики и общества. Квалифицированный
профессионал, носитель знаний, становится
главным источником инноваций, определяющих
в конечном счете глобальную конкурентоспособность
социально-экономической
Третий
вызов - ускорение технологических
изменений. В ведущих странах
мира назревает переход к
Четвертый
вызов - усиление роли экономических
институтов в глобальной конкурентной
борьбе за привлечение стратегических
инвестиций. Национальные экономики
соревнуются в привлечении
Пятый
вызов - ужесточение целого ряда ограничений
экономического роста. Важнейшим из
них является снижение предложения
трудовых ресурсов и дефицит квалифицированной
рабочей силы. Другое ограничение -
недостаточное развитие необходимой
для ведения бизнеса
Эти вызовы в совокупности определяют необходимость качественного преобразования социально-экономической системы страны. За четыре года экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной. В этом состоит ответ России на глобальные вызовы. Это обеспечит и возможность наращивать ВВП не менее чем на 6 - 7 процентов в год, что необходимо для решения долгосрочных задач социального развития, модернизации национальной экономики и обеспечения безопасности.
В
центр социально-экономической
Одновременно
предстоит осуществить
При этом важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции.
Ключевым условием успеха в решении этих задач является повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления. При этом основной акцент делается на конечной результативности и эффективности исполнения функций и полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на мотивациях государственных и муниципальных служащих в достижении поставленных целей. Одновременно на всех уровнях власти будет развернута борьба с коррупцией и бюрократизмом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной курсовой работы было выявлено, что основной компонент экономической безопасности – это экономическое развитие государства. Мировой опыт показывает, что рост ВВП и низкая инфляция далеко не всегда являются характеристикой повышения благосостояния населения и увеличения конкурентоспособности национальной экономики.
В данной работе дана попытка описания части наиболее серьёзных проблем экономической безопасности страны. Для решения последних, российскому правительству необходимо не только создать концепцию национальной безопасности и национального развития, составной частью которой должна являться экономическая безопасность и экономическое развитие, но и выполнять все обозначенные пункты по всем направлениям.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна определить свои приоритеты по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю — конкурентоспособными экспортными товарами. Россия должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ