Экономическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Экономическая безопасность - основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система её критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но, в конечном итоге, целью экономической безопасности является недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.

Содержание

I ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1.2 СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
II ЧАСТЬ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ
2.2 МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.4 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

кУРСАЧ.docx

— 54.16 Кб (Скачать документ)
  • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве;
  • нарушение производственно-технических связей между предприятиями отдельных городов России;
  • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ;
  • усиление национального сепаратизма, которому способствует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных образований.

     Как уже упоминалось, существуют опасности  сепаратизма, связанные не с выходом  тех или иных субъектов РФ из её состава, а со своеобразной «внутренней  эмиграцией» регионов, формированием  на их территории закрытых политико-экономических  систем.

     В этих условиях законотворчество субъектов  РФ, в частности принятие республиканских  конституций, уставов краёв и  областей, становится не столько юридической, сколько политической проблемой. Конституции  и законодательные акты некоторых  субъектов Федерации по многим важным положениям не соответствуют Конституции  РФ и федеральным законам. В нарушение  положений Конституции РФ и ФКЗ  «О судебной системе РФ» к компетенции многих субъектов отнесено назначение судей федеральных судов, а в отдельных случаях и прокуроров. Указанные противоречия объективно создают правовые предпосылки для сепаратистских устремлений отдельных субъектов Федерации и политической дезинтеграции России.

     При этом следует учитывать, что «национализация» региональной политики носит формальный и искусственный характер, являясь  способом реализации собственных экономических  интересов.

     Экономическая интеграция регионов выступает обязательным условием функционирования общероссийского  рынка (прил.4). Однако отдельные районы, особенно богатые природно-сырьевыми ресурсами, стремятся к одностороннему использованию своих преимуществ. Отсюда вытекает необходимость территориально – дифференцированной политики государства, с тем, чтобы создать для регионов примерно равные рыночные условия (с использованием мер прямого и косвенного регулирования, включая различные формы государственного программирования и прогнозирования).    

     В связи с этим тезис, что государство  постепенно должно «уйти» из сферы  экономики, является явно необоснованным. Для нашей страны с её обширной территорией и большими межрегиональными различиями необходимо, наоборот, сохранение координирующей роли государства. Оно  обеспечивает согласованное экономическое  поведение хозяйствующих субъектов, функционирующих в резко различных  природных и экономических условиях конкретных территорий.

     Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих  текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития.[7]

     Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения  и мониторинга факторов, подрывающих  устойчивость социально-экономической системы государства. 

     2.2 МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 

     Даже  краткий анализ современных угроз  позволяет сделать вывод о  необходимости радикального изменения  подходов к обеспечению экономической  безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики  российских реформ. В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности.

     В настоящее время наблюдается спад мировой экономики, поэтому необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.

     Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах.

     Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов  в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиа космическую, химическую и фармацевтическую, электронную  промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с  высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга  и контроля.

     Создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. После этого другие предприятия  просто отказались работать с льготниками, вследствие не возмещения государством НДС.

     Пересмотреть  план реструктуризации РАО «ЕЭС», в  настоящем виде ведущий только к  кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического  пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.

     Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.

     Построение  государственной политики в области  взаимодействия с национальными  ТНК, путём приобретения в них  блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.   

    2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная  линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим  процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются  намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы[22,27]. По своему замыслу экономическая политика выражает, воплощает цели, задачи, интересы страны, государства и народа, а также интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.

     Индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

     Социальные  аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные  ассигнования, вынуждено учитывать  социальную реакцию разных слоев  населения, в особенности ведущих  групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать  решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

     Намечаемая  экономическая политика находит  самое яркое проявление в структуре  планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в  параметрах социальной защиты и поддержки  нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых  льготах, в государственном воздействии  на экспорт и импорт, в величинах  внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что  зафиксировано в государственных  планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями  правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость  подобных действий, способных заметно  деформировать официально декларируемую  государственную экономическую  политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью  социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются  пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций  правительства либо смены его  состава.

     В зависимости от временного диапазона  действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную  и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при  относительно устойчивых условиях экономической  жизни либо достаточно гарантированных  ресурсных возможностях, что позволяет  наметить линию экономического поведения  на много лет вперед и более  или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и  внешних условий осуществления  хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической  политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

     Экономическая политика реализуется через законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, государственные программы, текущие  оперативные постановления и  решения государственных органов. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

     Наряду  с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты  экономической политики, такие, как  общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).

     Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.

     Широко  используемым инструментом государственной  экономической политики в области  внешней торговли и внешнеэкономических  связей являются экспортно-импортные  тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

     В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления  государственной экономической  политики различают разные ее виды. Принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

     Проблемы  реализации Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов  в важнейших сферах экономики приобретают все большую  значимость,  привлекают к себе пристальное  внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения[27]. Актуальность этих проблем вызвана масштабами угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса.

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)"[23] экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

     Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии  заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные  связи, в устранении ее зависимости  от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами  экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

     Основные положения государственной стратегии в области экономической безопасности определяют понятия, объекты, индикаторы, угрозы и основные механизмы их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ресурсных ограничений.

     Можно выделить три блока положений  стратегии:

     1.Определение  национальных государственных интересов  в области экономики, отвечающих  требованиям экономической безопасности  и обеспечивающих защиту важных  условий жизнедеятельности страны.

     2.Выявление  опасностей и угроз экономической  безопасности как совокупности  условий и факторов, наносящих  вред жизненно важным экономическим  интересам личности, общества и  государства, определение и мониторинг  факторов, подрывающих устойчивость  социально-экономической системы  и государства в краткосрочный  и среднесрочный (3 - 5 лет) перспективе.

Информация о работе Экономическая безопасность РФ