Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической конкуренции.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность конкуренции;
- выявить функции конкуренции;
- изучить основные модели рынка;
- рассмотреть способы ведения конкурентной борьбы;
- изучить способы ведения конкурентной борьбы;
- проанализировать основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством;
- рассмотреть значение конкуренции.
Введение 2
1. Сущность конкуренции 2
2. Функции конкуренции 2
3. Основные модели рынка 2
4. Способы ведения конкурентной борьбы 2
5. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 2
6. Значение конкуренции 2
Заключение 2
Список используемой литературы 2
Институт экономики управления и права (г. Казань)
Кафедра «Экономической теории»
Экономическая конкуренция
Курсовая работа по курсу
«Экономической теории»
Выполнил студент Ибушев Сергей Георгиевич 1курса
Очное отделение, группа 584
№ студ. билета 08-5-3053
Проверил: Сафиуллина Г.Н.
Содержание
Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Проблема конкуренции, прежде всего в рыночной экономике, выступает в качестве одного из глобальных вопросов экономической теории. Конкуренция является двигающим механизмом рынка. Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия цен на рынке.
Именно конкуренция движет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
Соперничество среди существующих конкурентов приводит к стремлению всеми средствами добиваться выгодного положения, используя тактику ценовой конкуренции, продвижения товара на рынок и интенсивную рекламу.
Целью данной работы является изучение экономической конкуренции.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность конкуренции;
- выявить функции конкуренции;
- изучить основные модели рынка;
- рассмотреть способы ведения конкурентной борьбы;
- изучить способы ведения конкурентной борьбы;
- проанализировать основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством;
- рассмотреть значение
Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией (от лат. concurrere — сталкиваться). Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи1.
Рыночная система создает
Конкуренция - борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция служит одним из важнейших
способов повышения эффективности
как целой экономической
Положительные стороны конкуренции:
-конкуренция заставляет
-конкуренция требует
-конкуренция стимулирует
-конкуренция заставляет
-конкуренция требует от
-конкуренция ориентирует на
ассортимент товаров
-конкуренция повышает
-конкуренция вводит новые
Отрицательные стороны конкуренции при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность жертв в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
-производительность труда;
-уровень налогообложения;
-внедрение научно-технических разработок;
-размеры прибыли предприятия;
-величина оплаты труда;
-продажная цена товара;
-качество;
-новизна;
-послепродажное обслуживание;
-уровень предпродажной
Существует шесть видов
а) продажа личного товара по цене конкурента;
б) снижение цены потребления товара;
6) незаконные методы:
а) антиреклама товаров конкурентов;
б) производство товаров-имитаторов (подделка).
Различают три формы конкуренции:
Функциональная конкуренция — возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая (личностная) конкуренция — т.е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
Предметная конкуренция —
Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Методы конкуренции:
1) на основе критерия повышения
качества
товара (неценовая);
2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;
3) на основе снижения цены (ценовая):
Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
При неценовой конкуренции фирма выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т.д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции — реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не под ключ, а на условиях «готовая продукция в руки».
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:
- Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
- Функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые
-предприятия, которые не
- Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
- Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области
- технический прогресс в
- предприятия гибко
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка.
1.Рынок чистой (совершенной) конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения, Для него характерно:
а) в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров;
б) препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция отсутствуют;
в) конкуренция развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены.
Монополистическая конкуренция — это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т. д. Сюда относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и т. д.
Теория монополистической
Как видно из названия, модель монополистической
конкуренции совмещает в себе
монополистические и
Каковы же основные черты монополистической конкуренции?
1. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т. е. является «искателем цены».
2. Как и в условиях совершенной
конкуренции, доступ других
3. Здесь отсутствует взаимная зависимость фирм, а тайный сговор практически невозможен.
4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию.
Именно убывающая кривая спроса, отражающая существование дифференциации продукта, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной. Если монополистический конкурент снизит свою цену, то спрос на его продукцию возрастет, т.к. некоторые покупатели переключатся на его товар с продукции других продавцов. Но т.к. продукция различается, то не все покупатели переключатся (как было бы в условиях совершенной конкуренции). Многие являются приверженцами продукции определенной марки, предпочитают своего парикмахера и массажиста, кому-то нравится именно эта продавщица и он приходит именно в этот магазин (или, может быть, он расположен недалеко от дома или работы). Таким образом, продукт может дифференцироваться по качеству, по услугам, по размещению, могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы, упаковки, использования торговой марки3.