Экономическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономической конкуренции.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность конкуренции;
- выявить функции конкуренции;
- изучить основные модели рынка;
- рассмотреть способы ведения конкурентной борьбы;
- изучить способы ведения конкурентной борьбы;
- проанализировать основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством;
- рассмотреть значение конкуренции.

Содержание

Введение 2
1. Сущность конкуренции 2
2. Функции конкуренции 2
3. Основные модели рынка 2
4. Способы ведения конкурентной борьбы 2
5. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 2
6. Значение конкуренции 2
Заключение 2
Список используемой литературы 2

Работа состоит из  1 файл

Экономическая конкуренция (Ибушев Сергей гр 584).doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Конечно, время внесло определенные коррективы в методологию шпионажа, но ее суть осталась прежней.

Современные методы экономической разведки условно можно разделить на явные (или законные) и тайные (не вполне или совсем незаконные). Отсюда и использование терминов «экономическая разведка» и «промышленный шпионаж». К экономической разведке, на которую приходится более 70% всей информации, можно отнести анализ доступных источников. Эксперты аналитических отделов отдельных компаний и спецслужб занимаются детальным изучением докладов о результатах научных исследований, дипломных работ, специальной литературы, справочников, технической, патентной и лицензионной документации, материалов рекламного характера, открытых баз данных; ведут сбор информации в ходе личного общения во время профессиональных встреч: на ярмарках, выставках, конгрессах, симпозиумах, семинарах.

Однако именно оставшиеся менее 30% информации, касающейся главным образом разработки нововведений и их производства, являются наиболее важными, добыть которые гораздо сложнее. Для этого часто прибегают к не вполне законным методам: внедрению своих людей в компанию, покупка фирм и основание совместных предприятий, финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории, отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров, вербовка высококвалифицированных специалистов предприятия, имеющих свободный доступ к информации.

В последние годы набирает обороты  компьютерный шпионаж. Сейчас сфера  электронной обработки данных с  ее глобальными сетями представляет собой самый полный открытый, то есть явный, источник информации для экономических шпионов. Но и в этой сфере активно используются тайные, или незаконные, методы сбора информации: несанкционированный доступ к компьютерным системам путем проникновения в сеть, взлом программного или аппаратного обеспечения.

4.4. Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции

 

Промышленный шпионаж существовал  всегда, по крайней мере, со времен Прометея, который осуществил несанкционированную  другими богами передачу людям совершенно секретной технологии получения  огня, что впоследствии привело к космическим полетам. Человек всегда стремился знать как можно больше о соседях. В нашу постиндустриальную эру информация приобрела решающую роль.

В большинстве индустриально развитых стран информация является первоосновой всех аспектов развития общества. Преимущество и специфика информации заключается в том, что она не исчезает при потреблении, не передается полностью при обмене (оставаясь в информационной системе и у пользователя), является "неделимой", т. е. имеет смысл только при достаточно полном наборе сведений, что качество ее повышается с добавлением новой информации.

Действительно, общество, научно-техническая, производственно-практическая, теоретическая  деятельность которого основана на оперативно накапливаемой, разумно используемой информации, в принципе получает в свое распоряжение ресурсы огромной значимости, доступные многократному и многостороннему использованию, дальнейшему "возобновлению" в усовершенствованном виде и быстрому созданию новых информационных систем. Информация - это, во-первых, знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а, во-вторых, знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Одной из таких структур являются организации, занимающиеся несанкционированным получением информации, с целью извлечения прибыли, то есть промышленным шпионажем. Правда, в этой области человечество накопило значительный опыт.

Таким образом, промышленный шпионаж — одна из форм недобросовестной конкуренции, применяемая на всех уровнях экономики, начиная с небольших предприятий и заканчивая государствами.

Основное предназначение промышленного  шпионажа — экономия средств и  времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.

Это справедливо и в отношении  межгосударственной конкуренции, где  к вопросам экономической конкурентноспособности добавляются и вопросы национальной безопасности.

Основное отличие промышленного  шпионажа от конкурентной разведки в  том, что промышленный шпионаж нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как конкурентная разведка этого делать не может.

Промышленный шпионаж остаётся и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных государств в интересах и по поручению своей страны.

На уровне предприятий в последнее  время всё чаще делается выбор  в пользу конкурентной разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий государственных разведок, поэтому  в случае провала операции промышленного шпионажа рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, а также понести репутационные риски.

По мнению ряда исследователей, во многих случаях предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному  шпионажу прибегают потому, что не обучены методам конкурентной разведки, а зачастую и вообще не знают об их существовании. В ситуации, когда необходимость выживания или повышения конкурентоспособности существует объективно, а о наличии законных методов достижения результата предприятие не информировано, часть компаний встает на путь промышленного шпионажа. В связи с этим, общества профессионалов конкурентной разведки всего мира включают в свои задачи просветительские функции.

Фальсификация (от лат. FALSIFICO - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Поэтому фальсификация, в широком  понимании, может рассматриваться  как действия, направленные на ухудшение  тех или иных потребительских  свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

 

5. Основные направления и инструменты  регулирования конкуренции государством

 

Основным направлением регулирования конкуренции государством является антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование включает  в себя:

  1. административный контроль над монополизированными рынками;
  2. организационный механизм;

3)антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. 

Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения  антимонопольного законодательства.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем   последовательной либерализации рынков. Не   затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса  невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства и т.д.

Антимонопольное законодательство —  это наиболее эффективная и развитая форма  государственного регулирования монопольной власти. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению  монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

Специальная антимонопольная политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под  контроль процессы монополизации, сохранить  и усилить конкуренцию.

Идеальной с точки зрения экономиста была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

С помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных  мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически  действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

Антимонопольная политика не имеет  целью ликвидацию или запрет крупных  монопольных образований, так как  в обществе давно сложилось понимание  того, что монополия как один из основных факторов роста прибыли не может быть «укрощена». Поэтому основной задачей является поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

Две основные формы борьбы с монополиями:

  1. предупреждение создания монополий;
  2. препятствование использования монопольной власти.

 

 

 

6. Значение  конкуренции

Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно  велика6.

1. Через действие закона стоимости  и закона спроса и предложения  конкуренция сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными (с ОНЗТ).

2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

3. Конкуренция порождает механизм  саморегулирования рынка через 
механизм колебаний цен, через воздействие и на спрос, и на предложение.

4. Конкуренция выполняет функцию  рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют  туда, где отдача выше. 

5. Конкуренция порождает среди  товаропроизводителей или приспособленческое поведение, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует его позиции на рынке в длительную перспективу, или новаторское поведение, обусловливающее экономическую победу товаропроизводителя над конкурентами за счет новаций.

6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого, хотя и не всегда это удается в реальной жизни.

7. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию: она побуждает каждого товаропроизводителя повышать эффективность своего производства, экономить все виды затрат и ресурсов; тем самым конкуренция выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса.

8. Не менее важны и социально-экономические последствия конкурентной борьбы: она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитывает в нем предприимчивость и в то же время других участников рынка ломает, разоряет, бросает на дно жизни.

Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Конкуренция при всех ее положительных  и отрицательных сторонах является важным элементом рыночного механизма  саморегулирования.

По мнению Фридриха фон Хайека (1899— 1988), конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. Рыночная экономика обладает двумя основными преимуществами:

1) в ней используются знания всех участников рынка;

2) рынок служит частным целям индивидуумов во всем их многообразии, хотя и «не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных потребностей, а потом менее 
важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка».

Роль конкуренции состоит в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения.

Рынок как система представляет собой определенное равновесное  сочетание двух начал — стихийного, конкурентного и организующего, монопольного. 

Основой стихийности рынка, конкурентного  начала является участие в конкуренции  множества самостоятельных, независимых  товаропроизводителей с разными  условиями производства, индивидуальными  характеристиками товара. Они конкурируют для обеспечения собственных интересов. Такая состязательность хозяйствующих субъектов характеризуется возможностью самостоятельными действиями эффективно ограничивать возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. 

Организованность, монопольное начало, предполагают наличие узкой группы производителей конкретного товара, элементы сговора, определенное единообразие требований, стандарты качества; упорядоченные, согласованные, предвиденные действия. Предложению предприятий, занимающих монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах товарных  и географических границ соответствующего рынка. Монополии производят выработку соответствующих прогнозов, определение стратегии в области производства, используя для этого обширную статистическую информацию, систему отраслевых и макроэкономических моделей.

Сочетание между конкурентным и  монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции  и монополизма, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывает худших.

Информация о работе Экономическая конкуренция