Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа
В первом вопросе данной работы раскрывается сущность экономической конкуренции. Второй вопрос посвящен видам экономической конкуренции, а именно: совершенной (чистой), монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В заключении рассматривается сложившаяся конкурентная среда на российском рынке.+
Введение 3
1. Сущность экономической конкуренции 5
2. Виды конкуренции и их особенности 10
3. Конкуренция на российском рынке 20
Заключение 28
Список использованных источников 29
5) равный доступ к информации: у покупателей и продавцов имеется полная информация о товаре (ценах, производственных издержках и г. д.), а все производители обладают одинаковой информацией относительно технологии производства этого товара. Таким образом, информация распределена симметрично.
Рынок совершенной конкуренции — это рынок, где удовлетворяются условия (черты) совершенной конкуренции.
Конкурентная фирма — это фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке. На таких рынках, где работает множество фирм, продающих однородную продукцию, и где существует абсолютно свободный доступ новых фирм на рынки, цена складывается под воздействием рыночного спроса и предложения всех фирм. Конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную извне, не зависящую от производимого и продаваемого ею количества продукции. Если конкурентная фирма решит поднять цену своей продукции выше рыночной, то она сразу потеряет всех своих покупателей. Поскольку продукция, предлагаемая конкурентной фирмой, абсолютно идентична продукции ее конкурентов, покупателю безразлично, у кого именно ее покупать. Покупатели тут же уйдут к конкурентам, предлагающим рыночную цену.
Таким образом, на совершенно конкурентных рынках каждая фирма принимает рыночную цену. Поэтому при выборе объема выпуска, максимизирующего прибыль, эта фирма будет рассматривать цену как постоянную величину, не зависящую от стратегии самой фирмы. В таких условиях каждая отдельная фирма максимизирует свою прибыль, только изменяя объемы производства.
Иным образом ведут себя фирмы на рынках несовершенной конкуренции. Работая на таких рынках, фирмы могут повышать цены на свою продукцию, не опасаясь потери всех своих клиентов. Вместе с тем, если фирма на несовершенно конкурентном рынке хочет увеличить объемы продаж, она может понизить свои цены и привлечь тем самым дополнительных покупателей. Иными словами, фирмы на рынках несовершенной конкуренции сами могут выбирать цены на свою продукцию. В целях максимизации прибыли такие фирмы планируют и цены, и объемы производства.
Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества мелких фирм выпускает продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т.д. К монополистической конкуренции относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и т. д. [6, с.132].
Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако, если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. Тоже относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Конкурентность рынков монополистической конкуренции также очень высока, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции.
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало, чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).
Теория монополистической конкуренции была впервые описана Эдвардом Чемберлином в труде «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и независимо от него Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Как видно из названия, модель монополистической конкуренции совмещает монополистические и конкурентные аспекты. Каковы же основные черты монополистической конкуренции?
- на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм, каждая их которых занимает незначительную часть рынка;
- эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
- вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов;
- фирмы на рынках монополистической конкуренции независимы в выборе цены и объема выпуска. Предприниматель, решая вопрос о цене, не принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов;
- доступ к информации о ценах, возможных прибылях фирм на рынках монополистической конкуренции относительно прост.
- как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.
- отсутствие взаимной зависимости фирм и невозможность тайного сговора;
- экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию;
- как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма имеет убывающую кривую спроса, т. е. является «искателем цены», а ее предельный доход меньше цены.
Именно убывающая кривая спроса, отражающая существование дифференциации продукта, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции. Если монополистический конкурент снизит цену, то спрос на его продукцию возрастет, поскольку часть покупателей начнут приобретать товар его фирмы, а не других. Нo не все покупатели переключатся на продукцию фирмы с более низкой ценой на товар, так как многие из них являются приверженцами продукции определенной марки, предпочитают своего парикмахера и массажиста, кому-то нравится именно эта продавщица и именно по этой причине он приходит в этот магазин, или он расположен недалеко от дома или работы. Таким образом, продукт дифференцируется по качеству, услугам, размещению, вместе с тем могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы за счет более удачного дизайна, упаковки, использования торговой марки. Теорию монополистической конкуренции не сложно понять, рассмотрев кратко срочное и долгосрочное состояния равновесия для фирмы. Тем самым мы увидим, как фирмы определяют объем производства и устанавливают цену, при которых прибыль будет максимальной.
Олигополия - тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди, стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т.д., т.е. олигополистический рынок (как и монополистически конкурентный) включает множество реально существующих рынков. При этом дифференциация продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, которые связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями, действиями, предпринимаемыми ведущими фирмами отрасли, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Другой особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение в условиях олигополии не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Выделяют следующие основные черты олигополии:
Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей олигополии [4, с.301].
Модель дуополии Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом Антуаном Огюстеном Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:
- на рынке присутствуют только две фирмы;
- каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение сбыта за счет снижения цены фирмой X вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы У. И наоборот, увеличение сбыта за счет снижения цены фирмой Y приведет к сокращению спроса на продукцию фирмы X.
Однако в модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом, что когда фирма Х выходит на рынок и отнимает у фирмы Y часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако в действительности фирма Y может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Х на рынок. Такие действия фирм («ценовая война») не охватываются моделью Курно.
«Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.
Так
как ценовая конкуренция
Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса. Эта модель была предложена в 1939 г. американцами Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. В основе этой модели лежит предположение, что если фирма поднимет цену, то конкуренты, скорее всего не станут в ответ повышать цены. В результате фирма потеряет своих потребителей. Если же фирма снизит цену, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Резкое различие в эластичности спроса при ценах выше и ниже первоначальной приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж.
Модель изогнутой кривой спроса дает ответ на вопрос, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.
Монополия - тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это — монопсония. Мы уже знаем, что монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Основное внимание уделим монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы. Будем рассматривать модель простой монополии, т. е. предположим, что не существует диверсификации цен — продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.