Экономическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание

В первом вопросе данной работы раскрывается сущность экономической конкуренции. Второй вопрос посвящен видам экономической конкуренции, а именно: совершенной (чистой), монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В заключении рассматривается сложившаяся конкурентная среда на российском рынке.+

Содержание

Введение 3
1. Сущность экономической конкуренции 5
2. Виды конкуренции и их особенности 10
3. Конкуренция на российском рынке 20
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

Экономическая конкуренция.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

      К основным признакам монополии следует отнести следующие [9, с.156]:

  1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
  3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher).
  4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
  5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

      В экономической теории различают  следующие виды монополии [8, с.195]:

      1. Естественная монополия. Отрасль  является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии - экономия от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т. д.). В качестве примера естественных монополий в России можно привести «Газпром», РАО «ЕЭС», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.

  1. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так шло становление всемирно известных фирм «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, право на торговлю оружием или телевещание).
  2. Открытая монополия. Открытыми монополиями часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией — «товаром-пионером». Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

      Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой монополии: например, фирма, имеющая как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем (когда истечет срок действия патента) может стать открытой. Естественная монополия тоже станет открытой, если в корне изменится технология производства и эффект экономии от масштаба будет сведен на «нет».

 

       3. Конкуренция на российском рынке 

      Конкурентная  среда в Российской Федерации  начала формироваться в условиях неблагоприятного наследства прежних  методов хозяйствования. Реформы начала девяностых годов ХХ века ознаменовали отказ от плановой экономики, однако характерные для неё институты воспроизводились ещё довольно длительное время. Это определяло развитие рыночных отношений, логику действий не только государства, но и бизнеса вплоть до начала 2000-х гг. Для периода переходной экономики были характерны криминальный характер бизнеса, правовой нигилизм, стремление к рыночной власти и получению сверхприбыли в короткие сроки, хищническое потребление ресурсов, глубокое неуважение партнеров по бизнесу.

      Экономика советского типа препятствовала эффективному развитию, так как в ее рамках стимулы к производственным и  управленческим инновациям, необходимым для создания сравнительных конкурентных преимуществ, находились на низком уровне. Перераспределение ключевых финансовых ресурсов через государственный бюджет и контроль над директивными ценами на продукцию ведущих монополий через отраслевые и региональные дотации и субсидии вносили искажения в функционирование рыночного механизма.

      Характерные черты российской экономики как среды для функционирования предприятия в первой половине 1990-х годов определялись следующим образом [17]:

      1. Высокая (около 25% от общего числа) доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий. Эта особенность является прямым следствием существования системы централизованного планирования и управления, которая довела до абсурда тезис об экономических преимуществах крупного производства, приспособляя количество управляемых предприятий к своим возможностям командования ими.

      2. Чрезвычайно высокий уровень "физического" монополизма, выражающийся в том, что товары производственно-технического назначения более чем тысячи наименований выпускались (каждый) только на одном предприятии.

      3. Неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, практически всех ее составляющих, как информационных, так и материально-вещественных горизонтальных систем связи, складов, транспортных путей, средств хранения информации, административных зданий т.п. Система управления экономикой, ориентированная на преимущественно вертикальное (периферия - центр) движение информации, оказалась трудно трансформируемой в систему, обеспечивающую преимущественно горизонтальное, минующее центр, движение данных.

      4. Высокая "вязкость" экономической среды. (Низкая мобильность производственных ресурсов, необходимых для заполнения рыночных "ниш", вследствие медленного распространения информации о дефиците, бюрократических препятствий, низкого уровня деловой энергии населения и психологическая неготовность приложить существенные усилия для их реализации.) Это создает предпосылки для неравномерности функционирования не только различных отраслей и регионов, но и отдельных близкорасположенных предприятий одной отрасли.

      5. Рост стартовых издержек (как финансовых, так и организационных), необходимых для начала нового производства, резкое снижение уровня безопасности предпринимательства, возрастание риска провала при неразвитости системы экономического страхования и противодействия рискам. Продолжающееся противостояние властей на всех уровнях привело к пренебрежению формальными законами и размыванию обычного (неформального) права.

      Современная экономическая ситуация в Российской Федерации вышла на качественно иной уровень по сравнению с ситуацией 1990-х годов. Во-первых, российская экономика в настоящее время активно вовлечена в процесс глобализации. Во-вторых, в стране, практически, завершилась приватизация.    

      В-третьих, была обеспечена финансовая стабилизация, которую во многом можно объяснить достигнутой политической и институциональной стабильностью.

      Российская  экономика активно участвует  во внешних экономических связях. По данным таможенной статистики экспорт России в 2007 году составил 316 млрд. долларов США, импорт- 198 млрд. долларов США, что составляет приблизительно 23 и 14 % ВВП. Иностранные инвестиции в 2007 составили 55 млрд. долларов США, из них 13 млрд. – прямые инвестиции, т.е. дающие инвестору право эффективного участия в управлении предприятием [17]. Глобализация открывает для российских компаний новые возможности: они могут стать глобальными лидерами, получив доступ на закрытые ранее рынки.

      Глобализация  также приводит к качественно  иному характеру конкуренции  на внутренних рынках Российской Федерации. С одной стороны, конкуренция  ужесточается, при этом повышается производительность труда и снижаются цены для потребителей. С другой – растут риски нарушения конкурентного законодательства со стороны крупных транснациональных компаний (ТНК), выходящих на российский рынок. В экономике наблюдаются процессы консолидации отраслевых активов, часто - с целью последующей перепродажи ТНК, и это важный элемент формирования новой конкурентной среды.

      Общее количество предприятий, действующее  в экономике Российской Федерации, принятое в каждом году за 100%, составляет: 4417,1 тыс. единиц в 2005 г, 4767,3 тыс. единиц в 2006 г. (прирост почти 8% к уровню 2005 г.), 4506,6 тыс. единиц в 2007 г. (спад на 5% по сравнению с 2006 г., однако, прирост на 2% по равнению с 2005 г). В среднем можно говорить о неустойчивом росте числа предприятий и организаций за период с 2005 г.

      Для анализа выбраны пользующиеся спросом  виды экономической деятельности, в  которых насчитывается достаточно большое количество предприятий  и организаций. Так, больше 1% в каждом году занимают предприятия и организации следующих видов экономической деятельности (табл. 3.1)[17].

Таблица 3.1

 

Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности

Виды  экономической деятельности 

(данные  на 1 января)

2005

тыс. (%)

2006

тыс. (%)

2007

тыс. (%)

Изменение кол-ва пред-приятий (2007 к 2005), %
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 300,7

(6,8)

293,2

(6,2)

261,5

(5,8)

– 13
Обрабатывающие  производства, 452,2

(10,2)

478,4

(10,0)

409,7

(9,1)

– 9,4
в т. ч. производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 66,5

(1,5)

69,3

(1.5)

61,3

(1.4)

– 7,8
обработка древесины и производство изделий из дерева 42,5

(1,0)

45,1

(0,9)

36,2

(0,8)

– 14,8
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 50,7

(1,1)

56,0

(1,2)

52,3

(1,2)

+3
Производство  машин и оборудования 74,6

(1,7)

74,2

(1,6)

57,7

(1,3)

–22,7
Строительство 333,2

(7,5)

371,7

(7,8)

351,8

(7,8)

+5,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1682,6

(38,1)

1831,4

(38,4)

1724,3

(38,3)

+2,5
в т. ч. торговля автотранспортными средствами, мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 69,0

(1,6)

85,3

(1,8)

95,1

(2,1)

+37,8
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 1273,6

(28,8)

1379,9

(28,9)

1259,6

(28,0)

–1
розничная торговля, кроме торговли автотрансп. средствами и мото-циклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 340,0

(7,7)

366,1

(7,7)

369,6

(8,2)

+8,7
Гостиницы и рестораны  74,0

(1,7)

79,7

(1,7)

80,9

(1,8)

+9,3
Транспорт и связь 162,2

(3,7)

184,5

(3,9)

193,5

(4,3)

+19,3
в т. ч. связь 20,8

(0,5)

23,0

(0,5)

23,8

(0,5)

+14
Финансовая  деятельность 95,4

(2,2)

102,5

(2,1)

94,2

(2,1)

– 1,3
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 614,2

(13,9)

689,8

(14,5)

659,0

(14,6)

+7,3
управление  эксплуатацией жилого фонда  43,2

(1,0)

47,8

(1,0)

51,3

(1,1)

+19
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 333,9

(7,6)

346,6

(7,3)

338,1

(7,5)

+1,3
 

      Количество  действующих на одном товарном рынке  предприятий свидетельствует о потенциальной возможности или невозможности конкуренции. Однако данные государственной статистики не учитывают географических границ рынков, поэтому снижение или увеличение общего количества действующих на рынках экономических субъектов, свидетельствует только о тенденции (потенциальной возможности) свертывания конкурентных отношений или об их расширении. С учетом этого можно сказать, что, несмотря на общий рост количества предприятий и организаций в Российской Федерации за период с 2005 по 2007 г.г. количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности); по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

      Заметно возросло (и это говорит о предпринимательских приоритетах) количество предприятий и организаций в сфере строительства; торговли автотранспортными средствами, мотоциклами, их технического обслуживания и ремонта; транспорта; операций с недвижимостью. Социологические обследования, подготовленные в 2007 году по заказу ФАС России, позволяют выявить изменения, происходящие с оценкой интенсивности конкуренции в 2006 – 2007 гг. В частности, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство опрошенных бизнесменов в целом положительно охарактеризовали состояние конкурентной среды современного российского предпринимательства (73% «+» против 23% «–»). При этом вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, также оценивается положительно (42% «+» и 22% «–»).

      По  данным Российского экономического барометра (РЭБ), руководители предприятий за последние десять лет существенно повысили оценку интенсивности конкуренции, как с отечественными, так и с зарубежными конкурентами:

      

      Рис. 3.1 Оценка восприятия интенсивности конкуренции с отечественными и зарубежными производителями 

      Защита  и поддержка конкуренции гарантированы  Конституцией Российской Федерации.

      Защита  конкуренции как основного механизма  рыночной экономики обеспечивает достижение всех социально-экономических целей общества, в том числе: реализация интересов потребителей, обеспечение снижения затрат, сбалансированное распределение ресурсов, закрепление успеха на внешних рынках, поддержание инновационного развития.

Информация о работе Экономическая конкуренция